Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Монетка» победила ФНС
ФНС не смогла уличить «Монетку» в незаконном занижении налоговой базы
Налоговики не смогли доказать в суде, что уральский ритейлер «Монетка» занижает налоговую базу, выплачивая офшорной компании роялти за пользование брендом. Коллегия судей Высшего арбитражного суда (ВАС) отказала фискалам в рассмотрении их претензий в президиуме. Однако у налоговых органов есть еще один шанс доказать свою правоту – аналогичное дело будет рассмотрено в Федеральном арбитражном суде Уральского округа в середине мая. Хотя, скорее всего, кассационный суд будет руководствоваться позицией ВАС, считают юристы.
По итогам выездной проверки ООО «Элемент-Трейд-Н.Тагил» в декабре 2010 года инспекция ФНС по Чкаловскому району города Екатеринбурга доначислила компании налог на прибыль за 2006–2008 годы в размере 29,2 млн руб. Налоговые органы посчитали, что компания «Элемент-Трейд-Н.Тагил» необоснованно включила в свои внереализационные расходы вознаграждение кипрской компании «Ричмане трейдинг лимитед» за использование товарного знака «Монетка» в размере 121,7 млн руб. По мнению фискалов, компании аффилированы и через такую схему занижают налоговую базу и получают необоснованную налоговую выгоду.
Согласно материалам Роспатента, товарный знак «Монетка» был зарегистрирован Алексеем Поповым в марте 2002 года. В сентябре 2003 года он уступил права на знак Роману Заболотнову, одному из владельцев и гендиректору уральской торговой сети. В свою очередь, г-н Заболотнов в июле 2006 года передал товарный знак компании «Уорренс консолидэйтед, Инк.», зарегистрированной на Британских Виргинских островах. В октябре 2006 года новый правообладатель заключил лицензионный договор с компанией «Ричмане трейдинг лимитед», а та в ноябре того же года – сублицензионный договор с «Элемент-Трейд-Н.Тагил». В августе 2010 года этот договор был продлен до марта 2020 года.
В феврале 2011 года «Элемент-Трейд-Н.Тагил» оспорила финансовые претензии налоговиков в арбитражном суде Свердловской области. В июне 2011 года суд признал недействительным решение фискальных органов о доначислении 29,2 млн руб. Налоговики пытались оспорить это решение в апелляционном и кассационном судах, но потерпели фиаско. 11 апреля 2012 года ИФНС по Чкаловскому району города Екатеринбурга обратилась в ВАС с просьбой пересмотреть решения нижестоящих судов, однако коллегия Высшего суда отказала в передаче дела в президиум и его пересмотре. Таким образом, в этом деле была поставлена точка.
Получить вчера комментарий ФНС не удалось. Г-н Заболотнов отказался комментировать исход дела. «Сейчас в процессе находится еще одно аналогичное дело, и мы воздержимся от каких-либо комментариев до решения суда», – заявил он РБК daily.
Действительно, сейчас в Федеральном арбитражном суде Уральского округа находится иск «Элемент-Трейд», основной операционной компании торговой сети «Монетка», к ИФНС по Чкаловскому району города Екатеринбурга. Компания оспаривает финансовые претензии налоговиков. Согласно материалам суда, в июне 2010 года фискалы проводили выездную проверку ООО «Элемент-Трейд» и по ее итогам потребовали доплатить налог на прибыль за 2006–2008 годы в сумме 113,4 млн руб. Налоговики посчитали, что «Элемент-Трейд» необоснованно включила в состав внереализационных расходов вознаграждение за использование товарного знака «Монетка» в размере 472,56 млн руб., в том числе за 2006 год – 26,9 млн руб., 2007 год – 182,17 млн руб., 2008 год – 263,49 млн руб. Очередное заседание по этому делу ожидается 15 мая.
«Элемент-Трейд» так же, как и «Элемент-Трейд-Н.Тагил», заключила сублицензионный договор с «Ричмане трейдинг лимитед» в ноябре 2006 года, и в августе 2010 года он был продлен до марта 2020 года. По мнению налоговиков, операции по переуступке товарного знака «Монетка» носили мнимый характер, их целью являлось получение компаниями необоснованной налоговой выгоды.
По словам адвоката юридической компании «Налоговик» Антона Соничева, занижение налогооблагаемой базы через отчисления по лицензионным договорам – классическая схема налоговой оптимизации. «Такой вариант позволяет компании платить за использование торгового знака или иных объектов интеллектуальной собственности в подконтрольные организации, зачастую офшорные. Многие компании экономят на этом миллионы рублей», – говорит он. При этом суды уже неоднократно отказывали налоговикам в оспаривании расходов на интеллектуальную собственность.
По мнению г-на Соничева, теоретически «Монетка» и дальше сможет пользоваться брендом на тех же условиях, что и раньше, при этом позволяя себе существенно экономить по налогу на прибыль. Скорее всего, в ходе параллельного дела кассационный суд будет руководствоваться позицией ВАС и оставит в силе решение суда об обоснованном занижении компанией базы по налогу на прибыль в результате оплаты роялти, считает юрист.
Алексей Кузьменко, Ярослав Николаев, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?