Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
3 943
Поделиться
Молоко и соки ушли за "Клинским"
Всего один год и три сделки потребовались западным пищевым гигантам, чтобы взять под контроль последних крупных российских производителей на соковом и молочном рынках. Тем самым повторился сценарий пивного рынка, на котором уже правят бал транснациональные компании.
Первопроходцем на российском соковом рынке стала американская Coca-Cola, купившая в 2005 году вторую по продажам компанию "Мултон" (марки "Добрый", Rich) за $501 млн. Ее заклятому конкуренту — американской PepsiCo — долгое время сватали "Нидан" (соки "Моя семья", "Сокос", "Да!"), на мощностях которого компания разливала свой глобальный бренд Tropicana с 2003 года. Однако "Нидан" был всего лишь четвертым по величине игроком, а быть аутсайдером PepsiCo не привыкла. В 2008 году она заплатила более $2 млрд за лидера рынка — "Лебедянский" (бренды "Я", "Тонус", "Фруктовый сад").
Coca-Cola не стала мириться со вторым местом и в январе 2010-го договорилась о приобретении 100% "Нидана" за $276 млн (сделка была закрыта в сентябре). Согласно разным исследованиям рынка розничных продаж, за счет этой покупки Coca-Cola если бы и не обогнала PepsiCo на рынке соков, то, во всяком случае, приблизилась бы вплотную. Чтобы укрепить свое лидерство, PepsiCo совершила новую покупку: в начале декабря согласилась выложить $3,8 млрд за 66% "Вимм-Билль-Данна" (ВБД; соки J7, "Любимый сад", молоко "Домик в деревне", "Веселый молочник"), что составило примерно 23% премии к котировкам ВБД за месяц, предшествующий объявлению о сделке. Переговоры завершились в рекордные сроки — всего за шесть недель. Благодаря этой инвестиции, PepsiCo вышла на практически новый для себя молочный рынок, а в России вообще стала сразу вторым по величине производителем молочных продуктов.
В молочный бизнес иностранцы пришли еще в 1990-е годы: французская Danone имеет здесь два завода и третье место по продажам молочной продукции, а немецкая Ehrmann — одну фабрику и более скромную рыночную долю. Лидерами продаж до 2010 года оставались компании с российским капиталом — ВБД и "Юнимилк" (бренды "Простоквашино", "BioБаланс", "Летний день"). Этим летом на Санкт-Петербургском экономическом форуме "Юнимилк" и Danone (молочные марки "Данон", "Активия", "Даниссимо", "Растишка") объявили о слиянии своих молочных активов в России и СНГ. При этом в объединенной компании мажоритарная доля — 57,5% — будет принадлежать французам. По условиям опциона долю владельцев "Юнимилка" они смогут выкупить к 2022 году. Суммарная доля образованного молочного холдинга в розничных продажах молока составит 23,5% в натуральном выражении (данные Nielsen). ВБД, таким образом, остается вторым игроком с долей рынка 20%.
Такой разрыв в долях не является критическим. Учитывая, что около 30% потребляемых молочных продуктов в стране по-прежнему приходится на частные хозяйства, а также растущий спрос на эти продукты (только в первом полугодии рост составил 11%), потенциал органического роста и у Danone, и у PepsiCo остается очень высоким. Сохраняются и возможности для роста за счет M&A-сделок: среди независимых производителей молочных продуктов есть еще две компании, покупка которых может дать значительную прибавку к доле рынка,— татарская "Вамин" и воронежская "Молвест" (бренд "Вкуснотеево").
Таким образом, на соковом и молочном рынках основные производства оказались сосредоточены в руках иностранных концернов. То же самое ранее произошло и на пивном рынке, просто не все потребители знают, что известные пивные марки с кириллическим написанием уже давно принадлежат не российским компаниям: "Балтика" — датской Carlsberg, "Клинское" — американо-бельгийской Anheuser-Busch InBev и т.д.
Ъ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?