Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
"Мир" останется в прежних границах
Компания «Мир» (сеть магазинов электроники и бытовой техники) отказалась от запланированного расширения сети на юге России, так как ее руководство посчитало регион непривлекательным для развития в период кризиса. В планах ритейлера было открытие в 2009 году магазина в Ростове-на-Дону, а в 2010–2012 годы компания предполагала открыть 10 магазинов на юге России. По мнению некоторых экспертов, отказ от раширения в регионе мог быть вызван высокой конкурентностью рынка в ЮФО.
Как сообщила „Ъ“ директор по связям с общественностью компании «Мир» Елизавета Тотунова, ритейлер планировал в этом году открыть магазин в Ростове-на-Дону, однако руководство компании пересмотрело свою стратегию развития. «В условиях финансового кризиса арендодатель не согласился на условия, которые были бы приемлемы для нас», — сказала она.
По ее словам, дальнейшее расширение присутствия в южном округе было запланировано на 2010–2012 годы. «Мы собирались открыть в регионе около 10 объектов. К этим планами компания вернется только после стабилизации рыночной ситуации и оценки последствий кризиса», — сказала госпожа Тотунова. Объем предполагаемых инвестиций в открытие новых магазинов она не назвала.
Сейчас компания имеет по одному магазину в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Краснодаре, Сочи, Ставрополе, Кисловодске и Владикавказе. Как отметила госпожа Тотунова, в кризисный период привлекательных рынков в целом нет, но есть регионы, в которых потенциал выше, чем в южном округе. «В ЮФО и до кризиса уровень потребительской активности был ниже, чем в других округах. Сворачивать развитие полностью мы не собираемся, но в создавшихся условиях будем укреплять свои позиции в тех регионах, где покупательская активность сохраняется», — говорит она.
Эксперты отмечают, что в 2009 году возможно снижение уровня продаж бытовой техники из-за снижения уровня доходов населения. «Снижение доходов населения наблюдалось с ноября 2008 года во всех регионах страны. Пик его пришелся на декабрь — февраль этого года. В ЮФО же еще до кризиса был высокий уровень безработицы: в 2007 году она была на уровне 6,1%, в отличие, например, от Центрального округа — 3,1%, что могло отразиться на планах развития компании», — говорит аналитик компании «Атон» Ксения Аношина.
«Снижение рынка бытовой техники и электроники в 2009 году может составить до 20%», — прогнозирует аналитик «Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская. Однако она не согласна с оценкой рынка ЮФО специалистами «Мира». По ее данным, оборот розничной торговли в округе в 2008 году был выше, чем в Северо-Западном округе, на 39% и на 18% выше, чем в Уральском. «Динамика роста розничного оборота в 2008 году по сравнению с 2007 годом составляла 33%. По этим показателям ЮФО выглядит привлекательным регионом для развития. Возможно, компания решила отказаться от дальнейшего расширения на юге страны из-за высокой конкурентности рынка — в округе присутствуют все крупные игроки этого сегмента», — говорит госпожа Бобровская.
Не все участники рынка считают ЮФО непривлекательным регионом для экспансии. «Мы планируем открыть в этом году пятый магазин в Ростове-на-Дону. В 2008 году емкость ростовского рынка оценивалась на уровне $250 млн. Мы уверены, что спрос в столице ЮФО по-прежнему останется на высоком уровне, так как в прошлом году здесь активно велось строительство, а взаимосвязь очевидна: покупая новое жилье, люди, как правило, покупают и новую бытовую технику. В наших планах также открытие магазинов во Владикавказе и Пятигорске», — сообщила „Ъ“ пресс-секретарь компании «М.Видео» Надежда Киселева.
С ее точки зрения, отказ некоторых ритейлеров от расширения связан с отсутствием в кризисный период свободных средств, которые они готовы направить на развитие сети. «Инвестиции в открытие одного магазина нашего формата составляют 55 млн рублей. Срок окупаемости определен в 2,5-3,5 года. Мы рассчитываем, что сроки окупаемости не изменятся», — сказала Надежда Киселева.
Коммерсантъ Ирина Замулина
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.