Декоративное изображение
2 029

Поделиться

Минздрав затушил сигарету

Антитабачный законопроект дошел до правительства

Законопроект Минздрава «О защите населения от последствий потребления табака» спустя девять месяцев обсуждений и согласований наконец внесен в правительство. За это время проект практически не изменился — он, как и прежде, запрещает курение в общественных местах, продажу сигарет в киосках и заведениях общепита, а также их рекламу.

Антитабачный законопроект Минздрава был выставлен на общественное обсуждение в августе прошлого года. Возражения по поводу документа были у Минпромторга, Минсельхоза, Минэкономики, Минкультуры, а также у Национального антикоррупционного комитета. Из-за дискуссии с ними Минздрав попросил отсрочить внесение проекта в правительство до 18 мая.

По информации “Ъ”, на данный момент законопроект еще не прошел необходимую процедуру оценки регулирующего воздействия в Минэкономики, однако вчера на своем сайте Минздрав сообщил, что уже внес законопроект на рассмотрение кабинета.

Последняя редакция сильно не изменилась. Так, осталась норма о поэтапном запрете курения в общественных местах. К ним относятся рабочие места; территории учебных, медицинских, спортивных и культурно-образовательных учреждений; общие помещения жилых домов. Также запрещается курить внутри ресторанов и гостиниц; на рынках; в пассажирском транспорте; в зонах обслуживания пассажиров и на расстоянии 10 м от входа в вокзалы, порты, станции метрополитена и аэропорты. Согласно протоколу совещания Минздрава с Минсельхозом, Минпромторгом и МЭР от 11 апреля (имеется в распоряжении Ъ), полный запрет курения в названных помещениях вступит в силу только через три года с момента принятия законопроекта: в течение переходного периода собственники объектов могут организовывать изолированные помещения для курильщиков.

Другой сохраненной нормой законопроекта является установление минимальных розничных цен на сигареты. Вкупе с увеличением акцизов на табачную продукцию минимальные цены в рознице, по мнению Минздрава, увеличат поступления в бюджет: если они будут увеличены до минимального уровня ЕС — €1,28 за пачку (50,8 руб. по курсу ЦБ на 19 мая) — казна дополнительно может получить 600 млрд руб.

Остался в законопроекте и запрет для табачных компаний осуществлять спонсорскую и любую иную помощь образовательным, физкультурно-спортивным организациям, организациям здравоохранения и культуры. Это означает, например, что лидер рынка JTI не сможет больше спонсировать Большой театр, а «БАТ Россия» (третий по величине игрок) — Русский музей. Демонстрировать табачные изделия нельзя будет не только в рекламе, но и в фильмах, сериалах. Такая демонстрация допускается, если она является неотъемлемой частью художественного замысла.

Серьезные изменения законопроект сохранил и для системы сбыта табачной продукции. Он запрещает ее продажу в заведениях общепита, киосках и ларьках, но оставляет это право для магазинов площадью 50 кв. м. К слову, с 1 января 2013 года киоски лишатся возможности продавать и пиво. Согласно экспертным оценкам, мелкорозничные ритейлеры могут лишиться в среднем 70% своих доходов. В крупных магазинах будет запрещена открытая выкладка табачных изделий — с их ценой покупатель сможет ознакомиться у продавца.

Еще одной мерой, на которой настаивает Минздрав, является учет производства и оборота табачных изделий. Ранее сообщалось, что данный контроль может осуществляться с помощью Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), которая восемь лет функционирует на производстве крепкого алкоголя в России.

Минздрав ожидает, что комплекс всех этих мер позволит сократить курение в России на 40–50% и снизить смертность на 150−200 тыс. человек в год. Сейчас, по данным Минздрава, в России курит 60,2% мужчин и 21,7% женщин — всего 43,9 млн взрослых, или почти 40% населения страны.

Табачные компании эффективность мер Минздрава ставят под сомнение. Так, по мнению «БАТ Россия», запрет на открытую выкладку сигарет и их продажу в ларьках не приведет к снижению курения. «Наоборот, потребители начнут покупать табачные изделия впрок мелкооптовыми партиями в магазинах более крупных форматов»,— говорится в официальном сообщении компании. Излишним в «БАТ Россия» считают и введение ЕГАИС: «Действующая в России система маркировки табачной продукции марками нового образца позволяет осуществлять эффективный контроль оборота табачной продукции, что на сегодняшний день подтверждается крайне низкими объемами распространения нелегальных табачных изделий в России — порядка 0,5%».

Возможность корректировки законопроекта Минздрава, впрочем, еще сохраняется. Кроме правительства его должны утвердить Госдума, Совет федерации и президент.

Олег Трутнев, КоммерсантЪ

 

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами