Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Минздрав затушил сигарету
Антитабачный законопроект дошел до правительства
Законопроект Минздрава «О защите населения от последствий потребления табака» спустя девять месяцев обсуждений и согласований наконец внесен в правительство. За это время проект практически не изменился — он, как и прежде, запрещает курение в общественных местах, продажу сигарет в киосках и заведениях общепита, а также их рекламу.
Антитабачный законопроект Минздрава был выставлен на общественное обсуждение в августе прошлого года. Возражения по поводу документа были у Минпромторга, Минсельхоза, Минэкономики, Минкультуры, а также у Национального антикоррупционного комитета. Из-за дискуссии с ними Минздрав попросил отсрочить внесение проекта в правительство до 18 мая.
По информации “Ъ”, на данный момент законопроект еще не прошел необходимую процедуру оценки регулирующего воздействия в Минэкономики, однако вчера на своем сайте Минздрав сообщил, что уже внес законопроект на рассмотрение кабинета.
Последняя редакция сильно не изменилась. Так, осталась норма о поэтапном запрете курения в общественных местах. К ним относятся рабочие места; территории учебных, медицинских, спортивных и культурно-образовательных учреждений; общие помещения жилых домов. Также запрещается курить внутри ресторанов и гостиниц; на рынках; в пассажирском транспорте; в зонах обслуживания пассажиров и на расстоянии 10 м от входа в вокзалы, порты, станции метрополитена и аэропорты. Согласно протоколу совещания Минздрава с Минсельхозом, Минпромторгом и МЭР от 11 апреля (имеется в распоряжении Ъ), полный запрет курения в названных помещениях вступит в силу только через три года с момента принятия законопроекта: в течение переходного периода собственники объектов могут организовывать изолированные помещения для курильщиков.
Другой сохраненной нормой законопроекта является установление минимальных розничных цен на сигареты. Вкупе с увеличением акцизов на табачную продукцию минимальные цены в рознице, по мнению Минздрава, увеличат поступления в бюджет: если они будут увеличены до минимального уровня ЕС — €1,28 за пачку (50,8 руб. по курсу ЦБ на 19 мая) — казна дополнительно может получить 600 млрд руб.
Остался в законопроекте и запрет для табачных компаний осуществлять спонсорскую и любую иную помощь образовательным, физкультурно-спортивным организациям, организациям здравоохранения и культуры. Это означает, например, что лидер рынка JTI не сможет больше спонсировать Большой театр, а «БАТ Россия» (третий по величине игрок) — Русский музей. Демонстрировать табачные изделия нельзя будет не только в рекламе, но и в фильмах, сериалах. Такая демонстрация допускается, если она является неотъемлемой частью художественного замысла.
Серьезные изменения законопроект сохранил и для системы сбыта табачной продукции. Он запрещает ее продажу в заведениях общепита, киосках и ларьках, но оставляет это право для магазинов площадью 50 кв. м. К слову, с 1 января 2013 года киоски лишатся возможности продавать и пиво. Согласно экспертным оценкам, мелкорозничные ритейлеры могут лишиться в среднем 70% своих доходов. В крупных магазинах будет запрещена открытая выкладка табачных изделий — с их ценой покупатель сможет ознакомиться у продавца.
Еще одной мерой, на которой настаивает Минздрав, является учет производства и оборота табачных изделий. Ранее сообщалось, что данный контроль может осуществляться с помощью Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), которая восемь лет функционирует на производстве крепкого алкоголя в России.
Минздрав ожидает, что комплекс всех этих мер позволит сократить курение в России на 40–50% и снизить смертность на 150−200 тыс. человек в год. Сейчас, по данным Минздрава, в России курит 60,2% мужчин и 21,7% женщин — всего 43,9 млн взрослых, или почти 40% населения страны.
Табачные компании эффективность мер Минздрава ставят под сомнение. Так, по мнению «БАТ Россия», запрет на открытую выкладку сигарет и их продажу в ларьках не приведет к снижению курения. «Наоборот, потребители начнут покупать табачные изделия впрок мелкооптовыми партиями в магазинах более крупных форматов»,— говорится в официальном сообщении компании. Излишним в «БАТ Россия» считают и введение ЕГАИС: «Действующая в России система маркировки табачной продукции марками нового образца позволяет осуществлять эффективный контроль оборота табачной продукции, что на сегодняшний день подтверждается крайне низкими объемами распространения нелегальных табачных изделий в России — порядка 0,5%».
Возможность корректировки законопроекта Минздрава, впрочем, еще сохраняется. Кроме правительства его должны утвердить Госдума, Совет федерации и президент.
Олег Трутнев, КоммерсантЪ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?