Декоративное изображение
3 424

Поделиться

Минус 11% любви к себе, или как экономят на праздниках

Ритейлеры почувствовали на себе, что потребители стали больше экономить. Сопоставимый трафик торговых центров оказался ниже привычного в недельный период перед главными праздниками. Большим разочарованием могла стать важная для бизнеса неделя перед 8 Марта: в эти дни трафик снизился почти на 11% по сравнению с прошлым годом, показало исследование компании Watcom Group.

Как считает президент Watcom Group Роман Скороходов, на рекордное снижение посещаемости в преддверии праздника, вопреки уже сложившимся традициям, повлияли события на Украине и ослабление рубля. «Уже на выходных 9-й недели ритейлеры ожидали скачка курса доллара плюс наложились на негативные настроения в обществе, связанные со стагнацией в экономике, инфляцией, отсутствием индексации зарплат и прочими факторами», – объясняет неожиданное снижение трафика в торговых центрах Скороходов.

Несмотря на то что россияне любят баловать себя перед праздниками, негативный тренд был уже ощутим перед празднованием Нового года. По данным исследования Shopping index (проводит Watcom), в последнюю неделю 2013 года трафик в торговых центрах был ниже на 6%, чем в то же время годом ранее. Ниже был год к году трафик и перед 23 февраля. Вероятно, часть москвичек была разочарована подарками на 8 Марта: в этом году мужчин, посетивших торговые центры, было меньше – трафик за неделю перед 8 Марта был ниже почти на 11% (см. инфографику).

Shopping Index включает в себя систему подсчета потребителей и плотность потоков в торговых центрах. В данном случае проводилась выборка по 60 московским торговым центрам.

Операционный директор УК «Столица менеджмент» Ольга Летютина также отмечает, что начало снижения потребительской активности компания видела еще до новогодних праздников. На настроение потребителей влияют общемировые тенденции, информация в СМИ, нестабильность курсов, перечисляет Летютина. «Потребители настроены на то, чтобы придержать деньги и подождать развития событий», – рассказывает она. При этом свободные деньги у покупателей есть: сейчас не идут массовые сокращения, рынки наполнены вакансиями. Исходя из оборотов ритейлеров-арендаторов площадок в торговом центре в предпраздничные и праздничные дни спада у продуктовой розницы не было, зато представители непродовольственного ритейла в лучшем случае сработали в ноль.

Тем не менее накрывать столы в праздничные дни, несмотря ни на что, потребители не перестали. Руководитель пресс-службы X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Владимир Русанов подтверждает, что предпраздничные и праздничные дни для продуктовой розницы были удачными. В два раза выросли продажи традиционно популярных в это время продуктов: алкоголя, деликатесов, фруктов во всех магазинах и цветов на 8 Марта, в «Перекрестках». Директор по внешним связям ГК «Дикси» Екатерина Куманина отметила, что 8 Марта в 2014 году по сравнению с прошлым годом магазины отработали достойно – торговый оборот вырос на 10% к прошлому году. День защитника отечества был обычным рабочим днем, поэтому существенного роста ритейлер не наблюдал, показатели сопоставимы с прошлым годом.

Директор по маркетингу ТРЦ «Афимолл Сити» Ева Снеговская рассказала, что в компании тенденции снижения трафика в предпраздничные недели не заметили. Даже в январе-феврале – в довольно низкий сезон, когда потребительские кошельки опустели после Нового года, – прирост в трафике по сравнению с предыдущим годом составил 29, 6%, в выходные дни – 23%. Ева Снеговская предполагает, что торговый центр не коснулась общерыночная тенденция снижения трафика, во-первых, благодаря его «молодости» («Афимоллу» всего три года) и маркетинговых кампаний, которые активно проводились перед праздниками. Но, по словам Снеговской, многие участники рынка жалуются на серьезное снижение покупательской активности. Это снижение можно объяснить тем, что рынок вступил в стадию сезонного потребительского насыщения, а также тем, что покупатели в последнее время стали более экономно подходить к покупкам.

В компании Sela отмечают, что после Нового года наблюдался волнообразный трафик. В московских магазинах сети, как говорит пресс-секретарь компании Юлия Зефирова, на неделе перед 8 Марта и праздничные дни количество потребителей было выше, чем годом ранее, но в целом по сети трафик немного снижался. Точных значений компания не раскрывает. «Потребители начали беречь деньги, это было видно по сокращающемуся количеству вещей в чеке, снизившейся конверсии», – говорит Юлия Зефирова. Многие одежные ритейлеры в начале сезона делают скидки на новые коллекции, чего раньше не происходило.

По словам президента Finn Flare Ксении Рясовой, на бизнес ее компании большее влияние оказали не внешнеполитические факторы, а капризы погоды. «Наш покупатель имеет достаток выше среднего и сложная ситуация с курсами валют и другими внешнеполитическими моментами его мало касается, – отмечает Рясова. – Однако зима выдалась в этом сезоне аномально теплая, что внесло коррективы в прогнозы продаж. Из ожидаемого роста на 19% за счет холодного сезона мы приросли на 10%. К общему трафику торговых центров это не имеет никакого отношения, поскольку он стабилен – есть некоторые колебания по сети, но они незначительные».

Анна Левинска, РБК Daily

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами