Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Минсельхоз РФ предлагает возродить советский "Знак качества"
В пятницу министр сельского хозяйства Алексей Гордеев предложил вернуться к существовавшему в советское время Знаку качества. Этот отчаянный шаг, по мнению экспертов, можно объяснить только тем, что все остальные способы повысить качество продукции не увенчались успехом. Ни законодатели, ни производители, ни независимые эксперты не верят в то, что такая мера действительно облегчит жизнь российскому покупателю. Мало того, некоторые специалисты опасаются, что заслуженно забытым знаком начнут банально торговать.
Сам министр в эффективности своей идеи не сомневается. «Учреждение всероссийского Знака качества сможет защитить российских потребителей и производителей продуктов питания, – заявил Алексей Гордеев на пресс-конференции в Белгороде. – Брендовая политика – это очень важный инструмент защиты производителей, поэтому в условиях реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» хотелось бы вернуться к когда-то существовавшему единому Знаку качества».
Поскольку времена изменились и российская экономика местами все же превратилась из командной в рыночную, встает вопрос о том, кто же этот знак будет присваивать и куда его ставить. Министр Гордеев подумал и об этом. По его словам, присвоение продукции почетного символа в настоящее время могут осуществлять отраслевые ассоциации производителей продуктов питания с участием союзов потребителей при условии общественного контроля.
Сами упомянутые чиновником «отраслевые ассоциации производителей», в общем-то, не против участия в старой новой игре. Однако они высказывают опасения: не станет ли этот знак банальным объектом торговли, тем самым лишь повысив стоимость продукции для потребителя. «Вообще, не секрет, что сегодня очень многие производители в России, сокращая свои издержки, используют некачественное сырье», – рассказал руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Из такого сырья хорошего продукта, ясное дело, не получить. А если продукт качественный или даже «выдающийся», то на него можно было бы ставить некий знак, полагает специалист. Но при условии, что если качество вдруг снизится, символ у производителя отнимут.
Он сообщил также «НИ», что его ассоциация с удовольствием бы приняла участие в выдаче этого знака. Однако и опасений у г-на Юшина достаточно. По его словам, необходимо сделать так, чтобы это знак нельзя было купить или, как это принято в нашей стране, получить «по дружбе». «В советское время вроде бы за этим строго следили, но в конце концов и тогда этот знак потерял всякий смысл», – вспоминает специалист.
Возвращением советских времен и символов вроде бы нельзя напугать депутатов Госдумы. Однако и они на удивление скептично отнеслись к идее министра. «Знак качества, конечно, идея хорошая, но сегодня это все равно, что кормить анальгином человека при смерти, – сообщили «НИ» в комитете Госдумы по аграрным вопросам. – С качеством у нас проблемы потому, что в большинстве регионов от 70 до 90% продукции – это импорт, в том числе дешевые китайские полуфабрикаты. Вместо того чтобы думать о разного рода знаках, надо создавать условия для того, чтобы российские аграрии смогли бы эффективно конкурировать на рынке».
Общества защиты прав потребителей, которые, казалось бы, более всех остальных должны быть заинтересованы в новых методах стимулирования качества, также не горят энтузиазмом по поводу министерской идеи. «Тут главный вопрос в доверии, – уверен председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. – Если в присуждении Знака качества будет участвовать государство, то это, скорее, подорвет репутацию самого государства, чем повысит доверие к продукции». Как рассказал «НИ» эксперт, сегодня уже и так существует множество различных знаков качества. Их присваивают и организации, защищающие права потребителей, и профессиональные ассоциации, и СМИ, учитывая не только потребительские свойства продуктов, но и их цены, раскрученность брендов и другие факторы. «Но общество не очень-то верит во все эти символы, так что Знак качества нужен в первую очередь самому знаку качества», – резюмирует г-н Шелищ.
Эксперт также сообщил «НИ», что попытки ввести аналогичные знаки были и в Европе, но потом от этой идеи отказались. «Оценка потребителя очень индивидуальна, у каждого свой набор критериев для выбора того или иного продукта. Единственно возможный вариант, при котором Знак качества имеет смысл, я вижу в том случае, когда его выдают независимые организации. Государство могло бы в таком случае лишь как-то поощрять тех производителей, которые заслужат такой знак», – полагает он.
Скепсис в отношении государственных идей о Знаке качества легко объясним – ведь советский его предшественник до сих пор живет в анекдотах, как всегда, наиболее точно отражающих реальность. Вот, например, один из них. На партийном съезде в коридоре вдруг обнаружились экскременты. Начали выяснять их авторство, заподозрив зарубежных гостей. А когда те наотрез отказались признаваться, позвали специалистов. Те, изучив вопрос, вынесли вердикт: «По всем параметрам – наше, очень похоже, но все-таки не наше. У нас на всем Знак качества».
Помечать товары особыми знаками пытались всегда
История российского знака качества началась еще в XIX веке. С 1824 года эту роль выполняло почетное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Счастливые обладатели такого звания могли украшать свои вывески и товары гербом императорского дома. С 1829 года право размещать царский герб на товары и лавки получили победители крупнейших российских выставок и ярмарок. По правилам присвоения звания, претенденты должны были участвовать в них как минимум восемь лет и не иметь ни единой рекламации на свой товар. К началу XX века обладателей почетного звания было всего около трех десятков. Звание ушло в историю вместе с императорским двором.
Второе рождение знака качества произошло в 1967 году. Специальные аттестационные комиссии присваивали его сроком на два-три года. Основными критериями служили надежность, доступность, безопасность, эстетичность и новаторство. Если первое время какая-то зависимость между качеством товара и соответствующим клеймом имела место, то на закате советской власти уже трудно было найти продукцию без знака качества. Еще труднее было найти качественный товар.
Формально, «Знак качества» так и остался советским символом, ушедшим в небытие вместе с Советским Союзом. Но, как ни странно, реально он живет до сих пор, причем не только на старых вещах. Так, Вильнюсский мясокомбинат в Литве до сих пор выпускает «Советские сосиски», упаковка которых украшена советским же «Знаком качества». Продукция успешно экспортируется во все страны Балтии и пользуется там неплохим спросом.
После распада СССР идея возрождения знака качества постоянно витала в околочиновничьих и пиаровских кругах России. В 1997 году появился знак «Российская марка». Были еще «Знак качества XXI века» и «100 лучших товаров России». В 2002 году по указу президента Владимира Путина и при участии его управления делами начал реализовываться проект «Кремлевский стандарт» – нечто среднее между дореволюционным «Поставщиком Двора» и советским «Знаком качества». Немало собственных знаков отличия появилось и на региональном уровне. Так, в Свердловской области раздают знаки «Екатеринбургское качество», в Курской области – соответственно «Курское качество», в Ульяновской области ставят «Знак добровольного контроля качества», в Нижегородской области в конце года собираются штамповать товары с лейблом «Натуральный продукт». Правда, на региональные инициативы косо смотрят антимонопольные службы. Например, в 2006 году началось разбирательство по делу о недобросовестной рекламе в отношении предприятия «Тульское качество», которое при поддержке региональных властей ставило свой знак качества на алкогольную продукцию местного производства.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?