Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Минпромторг впал в детство
Ведомство заказало стратегию развития индустрии детских товаров
К середине апреля Ассоциация индустрии детских товаров (АИДТ) по заказу Минпромторга должна разработать стратегию развития этой отрасли до 2020 года. Один из основных вопросов, на который ей предстоит ответить,— как увеличить долю российского производителя с 12% до 30% на рынке, который в 2012 году достиг 123 млрд руб.
Минпромторг заплатит максимум 6 млн руб. разработчику «Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года». Конкурс на ее написание выиграла АИДТ. Регулируя данную сферу, государство ставит перед собой ряд задач, ответы на которые до 10 апреля должны быть найдены, описаны и утверждены в стратегии, сказано в бумагах Минпромторга (есть у “Ъ”).
Среди них такие, как «повышение безопасности и качества продукции индустрии детских товаров». Представитель ведомства Юрий Корицкий приводит пример: «Часто игрушки, например китайского производства, пахнут красителями. Они, конечно, не угрожают жизни, так как проходят сертификацию». Также стратегия должна содержать предложения по таким пунктам, как «стимулирование развития национальных культурных брендов, увеличение внутреннего рынка индустрии детских товаров до 30%, развитие экспортного потенциала отечественных производителей до 20–30% плюс к этому создание в стране крупных компаний, включая транснациональные». Чиновники озабочены и борьбой с контрафактом, доля которого составляет по некоторым категориям до 25%.
Господин Корицкий говорит, что самыми очевидными предложениями здесь могут служить поддержка национального производителя, то есть субсидирование его работы, процентная ставка. Он также добавляет, что наши мультяшные герои, например Маша из «Маши и Медведя», достойны уровня узнаваемости и продаваемости Микки-Мауса и других героев «Диснея». Сама АИДТ официально не прокомментировала свои идеи относительно решения этих задач.
По данным Минпромторга, рынок игр и игрушек по итогам 2012 года оценивается в 123 млрд руб., прогноз на 2015 год — 213,8 млрд руб., то есть темпы роста за предстоящие три года — 73,8%, или более 22% в год. Рынок детских товаров и услуг, по прогнозам, в 2013–2014 годах достигнет максимум 600 млрд руб., к 2020 году — 1 трлн руб. Доля российских производителей — от 10% до 12%. То есть рынок игрушек характеризуется как рынок «продавца» со значительной зависимостью от импорта. При этом пятая часть экспортируется за рубеж — из нее до 15% приходится на сборные модели. Среди лидеров рынка — «Нордпласт», «Звезда», «Степ Пазл».
Появление стратегии неслучайно, говорится в документах Минпромторга. Во-первых, ожидается рост суммарного коэффициента рождаемости, во-вторых, усиливается тенденция доминирования известных брендов, а «индустрия производства детских товаров на определенном этапе социальных трансформаций в России оставалась без надлежащего внимания». Ведомство особо отмечает роль игрушки в формировании детской личности — «игрушки призваны определять понятия добра и зла (и обязательное торжество добра!)». Сама стратегия будет согласована с такими ведомствами, как Минздрав, Минкультуры, Минсельхоз, Минтруд, Минэкономразвития, Роспотребнадзор. Утвердит документ Минпромторг.
Заместитель главы производителя игрушек «Звезда» Евгений Панов считает, что помочь отрасли могут самые банальные вещи: «уменьшение налогового бремени, программы субсидирования для закупки нового оборудования и доступность кредитов». Глава «Детского мира» Владимир Чирахов позитивно оценивает активность ведомства. «Много лет не развивалась производственная инфраструктура, мы сильно отстали в области технологий. При этом спрос на отечественную игрушку присутствует, несмотря на огромное количество импортных»,— добавляет он.
Евгения Перцева, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.