Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
4 353
Поделиться
Минпромторг РФ предлагает продавать лекарства в супермаркетах
Минпромторг предлагает продавать безрецептурные лекарственные препараты в обычных продуктовых магазинах. Революционный для аптечного рынка документ в конце июля поступил в правительство. Авторы идеи утверждают, что такой способ реализации лекарств сделает их более доступными для населения. На Западе простые лекарственные средства давно продаются в супермаркетах. Однако участники фармрынка опасаются, что в результате количество фальсифицированных лекарств возрастет в разы. Кроме того, аптеки начнут терять покупателей самого рентабельного товара, что приведет к их разорению.
Предложение Минпромторга зарегистрировано в аппарате правительства 27 июля, рассказали несколько участников фармрынка, имевших возможность ознакомиться с документом. Концепция подписана заместителем главы Минпромторга Андреем Дементьевым. Автор документа предлагает существенно расширить перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право на осуществление фармацевтической деятельности в составе закупки и розничной продажи лекарственных средств и сопутствующего ассортимента, и внести дополнения и изменения в соответствующие законодательные акты.
Предполагается, что в универсальном магазине может быть создан «аптечный отдел», а именно «необособленная часть торгового зала с расположенными на ней стеллажами с медикаментами». В таком отделе магазины получат возможность торговать безрецептурными лекарственными препаратами «повседневного массового спроса», витаминами, лечебной косметикой, товарами для здоровья и БАДами. Все это, по идее авторов концепции, обеспечит доступность лекарств для населения: покупатели получат возможность приобрести необходимые лекарства в том же месте, где и продукты питания. В Минпромторге получить комментарий вчера не удалось.
Инициатива абсурдна и вызывает массу вопросов у профессионального аптечного сообщества, возмущается исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Елена Неволина. «Кто будет контролировать эти точки? — спрашивает она. — Их будут десятки тысяч». Эксперт напоминает, что обязательное лицензирование деятельности аптек сейчас подразумевает исполнение строгих государственных стандартов доставки, учета, хранения и квалификации персонала. Она уверена, что в аптечных отделах продуктовых магазинов количество фальсификатов будет стремительно расти. «Продажа лекарств в супермаркетах не только не приведет к снижению цен, но и может спровоцировать рост количества фальсифицированных лекарств», — соглашается директор по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью «36,6» Ирина Лаврова.
В результате под угрозой может оказаться бизнес аптек, у которых хотят отобрать самый рентабельный товар: около 70% оборота приходится именно на продажи безрецептурных препаратов и парафармы, отмечает Елена Неволина. «Сегодня аптечные киоски, торгующие только безрецептурными препаратами, являются самыми рентабельными, — говорит она. — Из-за растущего числа таких киосков в полноценных аптеках падают продажи безрецептурного ассортимента, из-за чего снижается общая рентабельность». Однако Владимир Кинцурашвили, гендиректор сети аптек «А5», у которой есть 100 точек в супермаркетах, считает, что обычные аптеки не пострадают: западный опыт говорит, что все прекрасно уживаются.
Авторы документа приводят в пример США, Венгрию, Данию, Италию, Израиль, Польшу, Швецию и другие страны, где разрешено торговать безрецептурными лекарствами в неспециализированных торговых точках. Однако эксперты опасаются, что в России к безрецептурным препаратам при желании можно отнести любые лекарства, которые в Европе приобретаются только по рецепту. Директор отдела маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов считает, что для перенесения западного опыта в Россию необходимо кардинально пересмотреть список безрецептурных препаратов.
А вот для фармпроизводителей идея Минпромторга выгодна. «Это дополнительная возможность расширения базы розничных точек, в которых может быть представлена наша продукция», — говорит вице-президент STADA по России и странам СНГ и Балтии Дмитрий Ефимов.
RBC daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?