Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Минпромторг РФ опубликовал итоговую версию законопроекта о торговле
Блок антимонопольного регулирования сохранился
Под его действие могут попасть и оптовики
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Ф Е Д Е Р А Л Ь Н Ы Й З А К О Н
Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации
ГЛАВА 1. Общие положения Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования и развития торговой деятельности. 2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (хозяйствующими субъектами), с другой стороны, в связи с организацией и осуществлением последними торговой деятельности (торговли), а также устанавливает требования к торговой деятельности. 3. Положения настоящего Федерального закона не применяются к: 1) отношениям, возникающим в связи с организацией и осуществлением деятельности в сфере предоставления услуг; 2) отношениям, связанным с осуществлением валютных операций; 3) отношениям, связанным с организацией товарных бирж и биржевой торговли; 4) отношениям, связанным с организацией и осуществлением продажи товаров в магазинах беспошлинной торговли; 5) отношениям, возникающим в связи с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности; 6) отношениям, связанным с организацией и осуществлением продажи предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 7) отношениям, связанным с организацией и осуществлением продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, лотерейных билетов, проездных билетов и талонов для проезда в общественном транспорте, государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи, электрической и тепловой энергии; 8) отношениям, связанным с организацией и осуществлением продажи изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции в учреждениях культуры (театры, кинотеатры, цирки, музеи), а также продажи входных билетов в учреждения культуры; 9) отношениям, связанным с организацией и осуществлением продажи товаров и входных билетов организациями физической культуры и спорта на проводимых ими спортивно-зрелищных мероприятиях. 4. Отношения, связанные с организацией розничных рынков, а также с организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, регулируются Федеральным законом «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». 5. Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами и уполномоченными организациями при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Статья 2. Законодательство Российской Федерации о торговой деятельности 1. Законодательство Российской Федерации о торговой деятельности состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 2. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения, указанные в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, не могут противоречить настоящему Федеральному закону. В случае противоречия указанных актов настоящему Федеральному закону, применяется настоящий Федеральный закон. 3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе издавать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, только в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом. Принимаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить настоящему Федеральному закону, а также принятым на основании и во исполнение настоящего Федерального закона иным нормативным правовым актам Российской Федерации. 4. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты, по вопросам, связанным с отношениями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, только в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом. Принимаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом муниципальные правовые акты не могут противоречить настоящему Федеральному закону, а также принятым на основании и во исполнение настоящего Федерального закона иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статья 3. Основные понятия Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: ассортимент товаров – набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков (видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам); муниципальная целевая программа – социально-экономические, правовые, организационные и другие мероприятия по поддержке органами местного самоуправления развития торговли и торговой деятельности; нестационарный торговый объект – торговый объект, представляющий собой временное сооружение, прочно не связанное с земельным участком, независимо от присоединения к инженерным коммуникациям, используемых конструкций и размеров, в том числе передвижное, и относимый к нестационарным торговым объектам в соответствии с классификатором видов и типов торговых объектов, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли; оптовая торговля – торговля товарами для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием; развозная торговля – торговля, осуществляемая вне торгового объекта, с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством; разносная торговля – торговля товарами, осуществляемая распространителями вне торгового объекта распространителей при посещении покупателя в месте его нахождения; региональная целевая программа развития торговли – социально-экономические, правовые, организационные и другие мероприятия по поддержке органами государственной власти субъекта Российской Федерации развития торговли и торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации; розничная торговля – торговля товарами, предназначенными для их последующего использования в личных, семейных, домашних или иных подобных целях; специализированная торговая деятельность – торговая деятельность, при которой в ассортименте всех предлагаемых в общей доле продаж товаров восемьдесят и более процентов товаров от их общего количества составляют товары одного класса определяемого в соответствии с номенклатурой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли; стационарный торговый объект – торговый объект, представляющий собой здание (часть здания), строение (часть строения), прочно связанное фундаментом с земельным участком и присоединенный к инженерным коммуникациям, и относимый к стационарным в соответствии с классификатором видов и типов торговых объектов, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли; торговый объект крупного формата – торговый объект, торговая площадь которого составляет от 3500 до 10000 квадратных метров; торговый объект малого формата – торговый объект, торговая площадь которого составляет до 200 квадратных метров; торговый объект сверхкрупного формата – торговый объект, торговая площадь которого превышает 10000 квадратных метров; торговый объект сверхмалого формата – торговый объект, торговая площадь которого составляет от 200 до 500 квадратных метров; торговый объект среднего формата – торговый объект, торговая площадь которого составляет от 500 до 3500 квадратных метров; торговая деятельность, торговля – деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с организацией и осуществлением ими продажи товаров; торговая сеть – совокупность торговых объектов, расположенных в пределах определенной территории и находящихся под общим управлением; торговая площадь – совокупность площади торгового зала (торговых залов) торгового объекта (площади, занятой оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, на которой размещены контрольно-кассовые узлы и кассовые кабины) и площади зала обслуживания (площади специально оборудованных помещений (открытых площадок), предназначенных для ознакомления с товаром, осмотра и примерки товара), площади проходов для покупателей; торговля с использованием автоматов – торговля товарами посредством использования автоматических средств, позволяющих получить товар и произвести его оплату в месте размещения таких автоматических средств, способами, исключающими необходимость физического присутствия лица, осуществляющего непосредственную продажу товаров в месте его продажи; торговля с использованием средств доведения информации о товаре – торговля товарами на основании ознакомления покупателя с предложенными образцом товара или описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах или других источниках информации, а также посредством средств связи и получения сообщения от покупателя о приобретении товара по почте, телекоммуникациям или иными аналогичными способами; торговый объект – имущество, специально оснащенное оборудованием, предназначенным и используемым для осуществления демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов при продаже товаров; универсальная торговая деятельность – торговая деятельность, при которой в ассортименте всех предлагаемых в общей доле продаж товаров к продаже товаров менее восьмидесяти процентов товаров от их общего количества составляют товары одного класса определяемого в соответствии с номенклатурой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли; федеральная целевая программа развития торговли – социально-экономические, правовые, организационные и другие мероприятия по реализации государственной политики в сфере торговли. Статья 4. Цели и методы государственного регулирования в сфере торговли 1. Целями государственного регулирования в сфере торговли являются: 1) обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации путем установления единого порядка организации и осуществления торговой деятельности на всей территории Российской Федерации; 2) обеспечение соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли; 3) развитие торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе посредством государственной поддержки торговой деятельности и развития конкуренции, необходимых для повышения качества торговли и доступности товаров в местах проживания граждан; 4) разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. 2. Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством: 1) установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; 2) антимонопольного регулирования; 3) лицензирования торговой деятельности по продаже отдельных видов товаров; 4) технического регулирования; 5) применения мер экономического и административного характера, способствующих развитию торговой деятельности; 6) учета хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в целях информационно-аналитического обеспечения в области торговой деятельности; 7) государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере торговли. Не допускаются иные методы государственного регулирования торговой деятельности. Статья 5. Общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере торговли 1. Общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере торговли являются: 1) обеспечение бесперебойного и надежного функционирования торговых объектов в целях удовлетворения спроса потребителей на товары; 2) свобода экономической деятельности; 3) использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на товары; 4) соблюдение баланса экономических интересов хозяйствующих в сфере торговли субъектов; 5) обеспечение стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере торговли, обеспечение государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня; 6) содействие развитию торговли и торговой инфраструктуры посредством мер, предусматриваемых программами развития торговли; 7) обеспечение участия союзов (ассоциаций), выражающих интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в формировании и реализации государственной политики в сфере торговли, в экспертизе проектов нормативных актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих торговую деятельность, учет мнения указанных союзов (ассоциаций) при формировании и реализации государственной политики в сфере торговли. 2. Государственная политика в сфере торговли направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации экономических отношений в сфере торговли, установленных настоящим Федеральным законом. Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов государственной власти в области государственного регулирования и развития торговой деятельности 1. Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области государственного регулирования и развития торговой деятельности: 1) определяет основные направления государственной политики в сфере торговли; 2) утверждает федеральные программы развития торговли в Российской Федерации; 3) выходит с законодательной инициативой по принятию федеральных законов, определяющих меры, направленные на стимулирование деятельности в сфере торговли; 4) устанавливает уровни обеспеченности населения торговой площадью, утверждает методику расчета и установления субъектами Российской Федерации нормативов обеспеченности населения торговой площадью; 5) осуществляет иные полномочия в области государственного регулирования и развития торговой деятельности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. 2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли, осуществляет следующие полномочия: 1) устанавливает порядок и способы привлечения союзов (ассоциаций) хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в том числе являющихся саморегулируемыми организациями, к участию в формировании и реализации государственной политики в сфере торговли; 2) утверждает форму и порядок подачи декларации об осуществлении торговой деятельности (в том числе удаленной), форму и порядок подачи изменения в декларацию об осуществлении торговой деятельности (в том числе удаленной); 3) устанавливает порядок формирования и ведения торговых реестров субъектов Российской Федерации; 4) утверждает номенклатуру товаров, определяющую классы товаров в целях определения специализации торговой деятельности; 5) утверждает классификатор видов и типов торговых объектов; 6) устанавливает порядок подготовки и проведения аукциона на право заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта, примерную форму договора на право размещения нестационарного торгового объекта; 7) определяет совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти содержание форм отчетности, применяемых в сфере торговли, сроки их представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность; 8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом. 3. Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют в области государственного регулирования торговой деятельности следующие полномочия: 1) принимают нормативные правовые акты в области государственного регулирования торговой деятельности, необходимые для реализации государственной политики в сфере торговли; 2) обеспечивают реализацию федеральных целевых программ развития торговли и иных мероприятий по стимулированию развития торговли; 3) осуществляют статистическое и информационно-аналитическое наблюдение за состоянием торговой деятельности; 4) определяют виды товаров, относящихся к продовольственным, непродовольственным товарам, для целей антимонопольного регулирования. Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования и развития торговой деятельности 1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и развития торговой деятельности осуществляют следующие полномочия: 1) принимают участие в реализации государственной политики в сфере торговли, в том числе путем разработки, утверждения и реализации региональных и межмуниципальных программ развития торговли; 2) в случаях предусмотренных настоящим Федеральным законом разрабатывают и принимают законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и развития торговой деятельности; 3) определяют минимальные нормативы обеспеченности населения субъекта Российской Федерации торговой площадью в соответствии с методикой расчета, утверждаемой Правительством Российской Федерации; 4) осуществляют формирование информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, в том числе формирование и ведение торговых реестров; 5) осуществляют информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка товаров и торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации; 6) осуществляют анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли и эффективности применения мер по ее развитию, разрабатывают прогноз развития торговли в субъектах Российской Федерации; 7) принимают меры по государственной поддержке торговой деятельности; 8) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом. 2. Органы местного самоуправления в области регулирования и развития торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли посредством: 1) разработки и реализации муниципальных программ развития торговли на территории муниципального образования; 2) осуществления информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка товаров и торговой деятельности на территории муниципального образования; 3) проведения анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территориях муниципальных образований, анализа эффективности применения мер по развитию торговли; 4) разработки прогноза развития торговли на территории муниципальных образований; 5) разработки и реализации мер по обеспечению уровня обеспеченности населения торговой площадью, в том числе путем определения мест размещения нестационарных торговых объектов, утверждения схем их размещения с учетом нормативов обеспеченности населения торговой площадью; 6) осуществления иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 3. Предусмотренные частью 2 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Статья 8. Поддержка торговой деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления 1. Формы и способы государственной поддержки развития торговой деятельности определяются в федеральной целевой программе развития торговли. Федеральная целевая программа развития торговли разрабатывается с учетом: 1) целей, задач и принципов государственной политики в сфере торговли; 2) экономического положения в стране и конъюнктуры мировой экономики; 3) интересов потребителей; 4) состояния торговой инфраструктуры; 5) необходимости комплексного развития торговли. Федеральная программа развития торговли утверждается Правительством Российской Федерации. 2. Поддержка торговой деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления деятельности осуществляется посредством: 1) разработки и реализации региональных, межмуниципальных и муниципальных программ развития торговли с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей, определяющих, в том числе, меры по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли; 2) разработки и реализации региональных и муниципальных инвестиционных проектов, направленных на развитие торговой инфраструктуры (в том числе, строительство оптово-распределительных центров, оптовых продовольственных рынков, иных крупных инфраструктурных объектов); 3) создания условий для развития конкуренции в торговле; 4) развития и совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников торговли, формирования рынка труда на профессиональной основе; 5) применения мер экономического стимулирования различных категорий хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в том числе хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю сельскохозяйственной продукцией российских производителей. 3. Показателями эффективности региональных и муниципальных программ развития торговли являются: 1) повышение уровня обеспеченности населения торговой площадью; 2) повышение доступности и качества услуг населению в сфере торговли; 3) формирование оптимальной торговой инфраструктуры, учитывающей многообразие видов и типов торговых объектов, форм и видов торговой деятельности, а также обеспечивающей доступность товаров в местах проживания граждан, учитывающей потребности в товарах и услугах различных категорий населения. Статья 9. Саморегулируемые организации в сфере торговли 1. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, в целях разработки и установления добровольных стандартов и правил осуществления торговли, а также контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил, вправе создавать саморегулируемые организации в порядке, определяемом законодательством о саморегулируемых организациях. 2. Саморегулируемые организации в сфере торговли вправе осуществлять деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы, в том числе: 1) разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила осуществления ими торговой деятельности, правила взаимодействия с производителями и поставщиками товаров; 2) представлять законные интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; 3) участвовать в рассмотрении федеральным антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения членами саморегулируемой организации законодательства Российской Федерации антимонопольного законодательства Российской Федерации и иных нормативны правовых актов о защите конкуренции; 4) участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с государственным регулированием торговой деятельности, направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязательные для учета заключения о результатах проводимых ею независимой экспертизы проектов нормативных правовых актов; 5) осуществлять иные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и законодательством о саморегулируемых организациях. Статья 10. Участие ассоциаций (союзов) в формировании и реализации государственной политики в сфере торговли 1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли, в целях согласования общественно значимых интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, привлекает на добровольной основе союзы (ассоциации) хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в том числе являющихся саморегулируемыми организациями, к участию в формировании и реализации государственной политики в сфере торговли. 2. Порядок и способы привлечения союзов (ассоциаций) хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в том числе являющихся саморегулируемыми организациями, к участию в формировании и реализации государственной политики в сфере торговли устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. 3. Участие союзов (ассоциаций) хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в том числе, являющихся саморегулируемыми организациями, в формировании и реализации государственной политики в сфере торговли, может осуществляться в следующих формах: 1) участие в разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ; 2) участие в анализе финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и оценке эффективности применения мер по ее развитию, в подготовке прогноза развития торговли на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; 3) обобщение и распространение российского и иностранного опыта в сфере развития торговли; 4) предоставление необходимой информации для формирования и реализации государственной политики в сфере торговли; 6) выработка рекомендаций для органов государственной власти и органов местного самоуправления; 7) иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. ГЛАВА 2. Общие правила организации и осуществления торговой деятельности Статья 11. Основы организации торговой деятельности 1. В Российской Федерации признается и равным образом защищается право хозяйствующих субъектов на осуществление торговой деятельности: 1) разных видов: оптовой; розничной; 2) на базе имущества разных форм собственности: частной; государственной; муниципальной; другой; 3) разными способами: посредством создания, размещения и (или) использования торговых объектов; без создания, размещения и (или) использования торговых объектов (в том числе, удаленной торговли); 4) в торговых объектах разных: а) видов и типов: стационарных (магазинах, торговых центрах, торговых домах, других); нестационарных (павильонах, палатках, киосках, других); б) форматов: сверхмалых; малых; средних; крупных; сверхкрупных; 5) в разных формах: магазинной; внемагазинной (рыночной, развозной, разносной, посылочной, электронной, с использованием торговых автоматов, другой); 6) с использованием разных методов организации и управления: сетевой; автономной; фирменной; кооперативной; другой; 7) путем реализации разной ассортиментной политики: универсальной торговли; специализированной торговли; 8) с использованием разных форм обслуживания покупателей: самообслуживания; салонного обслуживания; индивидуального обслуживания; других. 2. Организация торговой деятельности посредством создания, размещения и (или) использования стационарных торговых объектов осуществляется в порядке, установленном статьями 14 – 15 настоящего Федерального закона. Размещение стационарных торговых объектов осуществляется в порядке, установленном гражданским, земельным и градостроительным законодательством. 3. Организация торговой деятельности посредством создания, размещения и (или) использования нестационарных торговых объектов осуществляется в порядке, установленном статьями 17 – 19 настоящего Федерального закона. Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в порядке, установленном статьями 17 – 19 настоящего Федерального закона. 4. Организация удаленной торговли осуществляется в порядке, установленном статьями 20 – 21 настоящего Федерального закона. 5. Осуществление внемагазинной торговой деятельности (развозной торговли, торговли с лотков, торговли с рук в общественных местах) в неустановленных местах не допускается. Места осуществления указанной торговой деятельности определяются органами местного самоуправления в порядке, определенном законами субъектов Российской Федерации для ярмарок. Статья 12. Требования к осуществлению торговой деятельности 1. За исключениями, установленными в части 2 настоящей статьи, хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, самостоятельно определяет: 1) ассортимент реализуемых товаров (специализацию); 2) режим работы торгового объекта; 3) формы и методы реализации товаров; 4) количество, типы, модели торгово-технологического оборудования и торгового инвентаря; 5) иные условия осуществления торговой деятельности. 2. Если указанные в пунктах 1 и 4 части первой настоящей статьи условия осуществления торговой деятельности определены в составе существенных условий договора на право размещения нестационарного торгового объекта, то хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, обеспечивает их выполнение в соответствии с договором. 3. Хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, самостоятельно устанавливает цены на товары с учетом требований федеральных законов, предусматривающих государственное регулирование цен на отдельные виды товаров. 4. Хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность на торговых объектах, самостоятельно определяет типы, виды, формы рекламных и экспозиционных элементов внутри помещений торгового объекта, в витринах торгового объекта, при условии обеспечения их безопасности для персонала и покупателей. Рекламные и информационные материалы органов местного самоуправления, общественных организаций, посвященные проведению праздничных и иных официальных мероприятий, могут размещаться в помещениях, витринах торгового объекта за счет органов местного самоуправления и общественных организаций по согласованию с хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность. 5. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, обязаны соблюдать требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации о ветеринарии, и другие требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Статья 13. Имущество, используемое для осуществления торговой деятельности 1. Для осуществления торговой деятельности хозяйствующие субъекты приобретают, арендуют или на других условиях используют здания (сооружения, помещения), предназначенные для продажи товаров. В целях обеспечения стабильности торгового обслуживания реорганизация хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность (за исключением ликвидации), не является основанием для изменения или прекращения договора аренды нежилого здания (помещения), предназначенного для ведения торговой деятельности, заключенного с хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность. 2. Торговый объект оснащается торгово-технологическим оборудованием и торговым инвентарем, количество, типы и модели которого определяются продавцом, исходя из типа торгового объекта, размера торговой площади, степени механизации и автоматизации торгового процесса, форм и методов реализации товаров, ассортимента товаров и с учетом требований технических регламентов. ГЛАВА 3. Организация торговой деятельности посредством создания, размещения и (или) использования стационарных торговых объектов Статья 14. Требования к организации торговой деятельности посредством создания, размещения и (или) использования стационарных торговых объектов 1. Торговая деятельность посредством создания, размещения и (или) использования стационарных торговых объектов может быть организована юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (хозяйствующими субъектами), зарегистрированными в качестве таковых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные в настоящей статье хозяйствующие субъекты обязаны задекларировать сведения об осуществлении торговой деятельности в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона. 2. Организация и осуществление торговой деятельности посредством создания, размещения и (или) использования стационарных торговых объектов без декларирования сведений об осуществлении торговой деятельности, с нарушением порядка декларирования сведений об осуществлении торговой деятельности влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 15. Порядок декларирования сведений об осуществлении торговой деятельности 1. До начала осуществления торговой деятельности хозяйствующий субъект (далее – декларант) подает (направляет) в определенный законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого осуществляется торговая деятельность (далее – уполномоченный орган), декларацию об осуществлении торговой деятельности, в которой указываются: 1) сведения о декларанте: а) полное и сокращенное (при наличии) наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, – для юридических лиц; б) фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, – для индивидуальных предпринимателей. 2) сведения о характеристиках торгового объекта (вид, тип, формат), адресе (местоположении), размере торговой площади, режиме работы, специализации торговой деятельности; 3) сведения о праве на торговый объект (вид права на торговый объект с указанием реквизитов документа, подтверждающего право на торговый объект). 2. В случае изменения наименования, организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, фамилии, имени и отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя, места его жительства и данных документа, удостоверяющего его личность, являющихся декларантами, а также в случаях изменения характеристик торгового объекта (вид, тип, формат), адреса (местоположения) торгового объекта, размера торговой площади, режима работы торгового объекта, специализации торговой деятельности), а равно при прекращении осуществления торговой деятельности и (или) ликвидации юридического лица, являющегося декларантом, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, или прекращения деятельности физического лица, являющегося декларантом, в качестве индивидуального предпринимателя, в уполномоченный орган декларантом подается (направляется) изменение в декларацию, содержащее информацию об этом. Изменение в декларацию подается (направляется) не позднее десяти дней со дня наступления событий, указанных в абзаце первом настоящей части. 3. Форма и порядок подачи декларации об осуществлении торговой деятельности, форма изменения в декларацию об осуществлении торговой деятельности и порядок их подачи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. 4. Для подтверждения сведений, указанных в декларации или в изменении в нее, в целях обеспечения достоверности сведений, содержащихся в торговом реестре, уполномоченный орган вправе организовать проверку сведений, указанных в декларации, или в изменении в нее в порядке, установленном статьей 17 настоящего Федерального закона. Существенным отклонением размера задекларированной торговой площади от фактической, требующей подачи повторной декларации об осуществлении торговой деятельности, является отклонение более чем на десять процентов. Статья 16. Проверка сведений, указанных в декларации об осуществлении торговой деятельности или в изменении в декларацию 1. В целях проведения проверки сведений о декларанте, указанных в декларации об осуществлении торговой деятельности, уполномоченный орган вправе запросить соответствующую информацию о декларанте, содержащуюся в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, и сопоставить ее с со сведениями, указанными в декларации об осуществлении торговой деятельности или в изменении в нее. 2. В целях проведения проверки сведений о торговом объекте, указанных в декларации об осуществлении торговой деятельности, уполномоченный орган направляет декларанту извещение о проведении проверки, в котором указываются: наименование уполномоченного органа; фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки; наименование (фамилия, имя, отчество) декларанта, в отношении которого проводится проверка; дата начала и окончания проведения проверки. Извещение, указанное в абзаце первом настоящей части, направляется уполномоченным органом декларанту путем вручения ему или его уполномоченному представителю извещения под расписку либо путем отправления указанного извещения заказным письмом с уведомлением о вручении. 3. Предметом проверки является выявление соответствия (несоответствия) характеристик торгового объекта, адреса (местоположения), размера торговой площади торгового объекта, режима работы торгового объекта, специализации торговой деятельности сведениям, указанным в декларации об осуществлении торговой деятельности. Указанная в настоящей части проверка не проводится при подаче изменения в декларацию об осуществлении торговой деятельности в случае прекращения осуществления торговой деятельности и (или) ликвидации юридического лица, являющегося декларантом, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, или прекращения деятельности физического лица, являющегося декларантом, в качестве индивидуального предпринимателя. 4. По результатам проведенной проверки уполномоченным на проведение такой проверки лицом (лицами) составляется акт, в котором указываются следующие сведения: дата, время и место составления акта; наименование уполномоченного органа; фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего проверку; наименование (фамилия, имя, отчество) декларанта, фамилия, имя, отчество, должность представителя декларанта, присутствовавшего при проведении проверки; дата, время и место проведения проверки; сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных несоответствиях сведениям, указанным в декларации об осуществлении торговой деятельности или изменения к ней; подпись должностного лица (лиц), проводившего проверку. Копия акта проверки вручается (направляется) декларанту. Акт проверки подлежит хранению в уполномоченном органе в течение не менее трех лет с даты его составления. Копия акта проверки вручается декларанту или его уполномоченному представителю под расписку в день составления акта проверки. 5. В случае выявления в результате проверок, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, фактов несоответствия сведениям, указанным в декларации об осуществлении торговой деятельности или изменении в декларации, и отраженных в акте проверки, декларант обязан не позднее десяти дней с момента получения копии акта проверки уточнить сведения, указанные в декларации об осуществлении торговой деятельности, путем подачи (направления) повторной декларации об осуществлении торговой деятельности в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона. 6. В случае, если в результате проверок, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, у уполномоченного органа возникло основание полагать, что декларант осуществляет предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, либо ведет незаконное предпринимательство, уполномоченный орган направляет данную информацию в соответствующие правоохранительные органы. ГЛАВА 4. Организация торговой деятельности посредством создания, размещения и (или) использования нестационарных торговых объектов Статья 17. Требования к организации торговой деятельности посредством создания, размещения и (или) использования нестационарных торговых объектов 1. Торговая деятельность посредством создания, размещения и (или) использования нестационарных торговых объектов может быть организована юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (хозяйствующими субъектами), зарегистрированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отобранными в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, в местах, предусмотренных схемой размещения нестационарных торговых объектов, за исключением случаев указанных в части 5 настоящей статьи. 2. Схема размещения нестационарных торговых объектов (далее – схема) утверждается органом местного самоуправления, определяемым уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено муниципальное образование, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и с учетом необходимости обеспечения населения муниципальных образований теми или иными товарами и с учетом нормативов обеспеченности населения торговой площадью. Схема подлежит согласованию с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, органами контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органами государственного контроля в области охраны окружающей среды. Схема должна содержать: 1) адреса (местоположения) и размеры площади каждого места размещения нестационарного торгового объекта; 2) общее количество мест размещения нестационарных торговых объектов; 3) специализацию торговой деятельности для каждого места размещения нестационарного торгового объекта; 4) срок, на который допускается размещение нестационарного торгового объекта. При определении адресов (местоположений) нестационарных торговых объектов на схеме должна быть обеспечена возможность их подключения к сетям инженерно-технического обеспечения. 3. Схема должна предусматривать не менее сорока процентов мест от их общего количества для размещения нестационарных торговых объектов субъектами малого и среднего предпринимательства. 4. Схема, а также изменения в неё подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов органов местного самоуправления, иной официальной информации, а также на официальном сайте соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования в сети Интернет. 5. Организация торговой деятельности посредством создания, размещения и (или) использования нестационарных торговых объектов в пределах стационарного торгового объекта или иного здания или строения, а также нестационарных торговых объектов размещенных на земельных участках, являющихся частной собственностью, осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона. 6. Организация и осуществление торговой деятельности посредством создания, размещения и (или) использования нестационарных торговых объектов с нарушением требований к организации торговой деятельности посредством создания, размещения и (или) использования нестационарных торговых объектов, установленных настоящей главой, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 18. Порядок организации и проведения отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для организации торговой деятельности посредством создания, размещения и (или) использования нестационарного торгового объекта 1. Отбор хозяйствующих субъектов для организации торговой деятельности посредством создания, размещения и (или) использования нестационарного торгового объекта осуществляется путем проведения открытого аукциона, предметом которого является право на заключение договора на право размещения нестационарного торгового объекта. В случае проведения отбора субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 3 статьи 17 настоящего Федерального закона открытый аукцион проводится только среди субъектов малого и среднего предпринимательства, отнесенных к таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации в области регулирования развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. 2. Организация и проведение аукциона, определение победителя аукциона осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли, с учетом требований настоящей статьи. 3. В целях настоящего Федерального закона под открытым аукционом понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее высокую цену за право заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта (далее – аукцион). 4. Плата за участие в аукционе не взимается. 5. В качестве организатора аукциона выступает орган местного самоуправления, определяемый уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено муниципальное образование (далее – организатор аукциона, уполномоченный орган). 6. Аукцион признается не состоявшимся в случае, если: 1) в аукционе участвовали менее двух участников; 2) на участие в аукционе не подана ни одна заявка либо, в случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех участников, подавших заявки на участие в аукционе. В случае, если после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене, победителем признается лицо, чья заявка на участие в аукционе поступила первой. 7. Информация о результатах аукциона публикуется организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона, и размещается на официальном сайте субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети Интернет. 8. По итогам аукциона, оформляемым протоколом, победитель (единственный участник) аукциона и орган местного самоуправления не позднее дня, следующего за днем проведения аукциона, подписывают договор на право размещения нестационарного торгового объекта, существенные условия которого и порядок его заключения, изменения и прекращения устанавливаются в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона. 9. В случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в пункте 1 части 6 настоящей статьи, единственный участник вправе, а орган местного самоуправления обязан, заключить договор на право размещения нестационарного торгового объекта по начальной цене аукциона в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона. Статья 19. Существенные условия договора на право размещения нестационарного торгового объекта и порядок его заключения, изменения и прекращения 1. Договор на право размещения нестационарного торгового объекта должен соответствовать условиям, указанным в извещении о проведении аукциона. 2. Существенными условиями договора на право размещения нестационарного торгового объекта являются: 1) основания заключения договора; 2) наименование органа местного самоуправления, принявшего решение о проведении аукциона и реквизиты такого решения; 3) цена аукциона, за которую победитель аукциона (единственный участник аукциона) приобрел право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, а также порядок и сроки ее внесения; 4) тип нестационарного торгового объекта, адрес (местоположение) и размер площади места размещения нестационарного торгового объекта, специализация торговой деятельности; 5) срок договора; 6) ответственность сторон. Примерная форма договора на право размещения нестационарного торгового объекта утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. 3. Изменение существенных условий договора на право размещения нестационарного торгового объекта, а также передача или уступка прав третьим лицам по такому договору не допускается. 4. Если при заключении договора на право размещения нестационарного торгового объекта в него не были включены условия, указанные в пунктах 1 – 6 части 2 настоящей статьи, то это не является основанием для признания договора на право размещения нестационарного торгового объекта незаключенным или для его расторжения. Договор на право размещения нестационарного торгового объекта должен быть дополнен недостающими условиями путем подписания сторонами дополнительного соглашения к договору. 5. Организатор аукциона готовит договор на право размещения нестационарного торгового объекта, назначает время и место его подписания в соответствии с требованиями, установленными порядком проведения органами местного самоуправления аукциона на право заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. 6. Договор на право размещения нестационарного торгового объекта является подтверждением права на осуществление торговой деятельности в месте, установленной схемой. 7. Договор на право размещения нестационарного торгового объекта может быть расторгнут в случаях: 1) прекращения осуществления торговой деятельности хозяйствующим субъектом по его инициативе; 2) ликвидации юридического лица, являющегося хозяйствующим субъектом, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; 3) прекращения деятельности физического лица, являющегося хозяйствующим субъектом, в качестве индивидуального предпринимателя; 4) по решению суда в случае нарушения хозяйствующим субъектом существенных условий договора на право размещения нестационарного торгового объекта; 5) по решению суда в случае не устранения нарушения, повлекшего за собой административное приостановление деятельности хозяйствующего субъекта в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, принятого на основании рассмотрения заявления уполномоченного органа. 8. Договор на право размещения нестационарного торгового объекта подлежит хранению организатором аукциона в течение трех лет по истечении срока его действия. ГЛАВА 5. Организация удаленной торговли Статья 20. Требования к организации удаленной торговли 1. Удаленная торговля может быть организована юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (хозяйствующими субъектами), зарегистрированными в качестве таковых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные в настоящей статье хозяйствующие субъекты обязаны задекларировать сведения об осуществлении удаленной торговли в порядке, предусмотренном статьей 15 настоящего Федерального закона. 2. Организация и осуществление удаленной торговли без декларирования сведений об осуществлении удаленной торговли, с нарушением порядка декларирования сведений об осуществлении удаленной торговли влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 21. Порядок декларирования сведений об осуществлении удаленной торговли 1. До начала осуществления удаленной торговли юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее – декларант) подает (направляет) в определенный законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого зарегистрирован декларант (далее – уполномоченный орган), декларацию об осуществлении удаленной торговли, в которой указываются: 1) сведения о декларанте: а) полное и сокращенное (при наличии) наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, – для юридических лиц; б) фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, – для индивидуальных предпринимателей; 2) форма осуществления удаленной торговли; 3) сведения об осуществлении торговой деятельности с использованием торговых объектов, месте их расположения и специализации (в случае, если такая деятельность осуществляется); 4) сведения о планируемом местоположении (адресах) размещения автомата в случаях, когда в качестве формы осуществления удаленной торговли заявлена продажа товаров с использованием автоматов. 2. Декларирование сведений об осуществлении удаленной торговли, порядок проверки сведений, указанных в декларации об осуществлении удаленной торговли, хранение деклараций об осуществлении удаленной торговли осуществляется в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона. ГЛАВА 6. Особенности осуществления торговли сельскохозяйственной продукцией Статья 22. Особенности поставки сельскохозяйственной продукции 1. Поставки сельскохозяйственной продукции хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, производятся в порядке, установленном гражданским законодательством. 2. Хозяйствующий субъект, приобретающий сельскохозяйственную продукцию для реализации населению или последующей перепродажи, вправе обеспечить ее вывоз от производителя (поставщика) сельскохозяйственной продукции в обусловленный договором срок. В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, обязанности по вывозу сельскохозяйственной продукции в соответствии с договором, то хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, возмещает производителю (поставщику) сельскохозяйственной продукции понесенные издержки. В случае, когда сельскохозяйственная продукция доставляется ее производителем (поставщиком) хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность и полностью соответствует условиям договора по количеству, качеству, ассортименту, упаковке и сопроводительной документации, последний не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, доставленной в соответствии с условиями заключенного договора и в срок, предусмотренный договором. 3. В случае, если поставленная сельскохозяйственная продукция не соответствует условиям договора по количеству, качеству или ассортименту и хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, принимает такую сельскохозяйственную продукцию, то расчеты за нее осуществляются по согласованной сторонами цене. Если стороны не достигли согласия о цене сельскохозяйственной продукции, поставленной с нарушением условий договора о количестве, качестве или ассортименте, то хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, может либо отказаться от приемки такой продукции, либо принять такую продукцию и оплатить ее по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. 4. Сельскохозяйственная продукция, поставляемая производителями (поставщиками) хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, должна сопровождаться информацией, в объеме, определяемом техническими регламентами (государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами), и документами, подтверждающими качество и безопасность продукции, предусмотренными федеральными законами. Статья 23. Партнерство в сфере реализации сельскохозяйственной продукции 1. Для достижения важнейших социально-экономических целей, в том числе, стабильности продовольственного обеспечения населения, поддержки российских производителей сельскохозяйственной продукции, союзы (ассоциации) хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, включая саморегулируемые организации в сфере торговли, и союзы (ассоциации) хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, вправе самостоятельно или совместно (согласованно) формировать принципы (правила) продвижения сельскохозяйственной продукции до конечного потребителя, максимально учитывающие интересы населения, хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность. 2. Для выработки принципов (правил) продвижения сельскохозяйственной продукции до конечного потребителя указанные в части 1 настоящей статьи союзы (ассоциации) могут проводить консультации с осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли и сельского хозяйства федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регулирования потребительского рынка и сельского хозяйства государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 3. Решение о публикации (обнародовании) документов (соглашений, положений), определяющих принципы (правила) продвижения сельскохозяйственной продукции до конечного потребителя принимается союзами (ассоциациями), указанными в части 1 настоящей статьи. Содержащиеся в указанных документах положения обязательны только для членов союзов (ассоциаций), их подписавших. Члены союзов (ассоциаций) хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и (или) члены союзов (ассоциаций) хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, не участвовавших в принятии указанных документов, могут на добровольной основе использовать положения указанных документов при формировании договорной практики. Статья 24. Особенности реализации сельскохозяйственной продукции 1. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, обязаны обеспечивать в отношении поставленной сельскохозяйственной продукции специальные условия перевозки, реализации и хранения (температурно-влажностный и санитарно-гигиенический режимы), предусмотренные техническими регламентами (государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами), федеральными законами. 2. Розничная торговля сельскохозяйственной продукцией вне торговых объектов осуществляется в специально отводимых органами местного самоуправления местах, определяемых в соответствии с порядком, установленным частями 3 – 5 статьи 11 настоящего Федерального закона. ГЛАВА 7. Антимонопольное и техническое регулирование в сфере торговли. Лицензирование торговой деятельности Статья 25. Антимонопольные требования к осуществлению торговой деятельности 1. Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. 2. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара в границах субъекта Российской Федерации, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, осуществляющего оптовую или розничную торговлю: 1) доля которого на рынке определенного товара в границах субъекта Российской Федерации превышает пятьдесят процентов в случае, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение такого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; 2) доля которого на рынке определенного товара в границах субъекта Российской Федерации составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок. 3. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара в границах субъекта Российской Федерации не превышает тридцать пять процентов. 4. В соответствии с настоящим Федеральным законом определенным товаром признается товар, относящийся к определенному подвиду продовольственных или непродовольственных товаров. 5. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта, осуществляющего оптовую или розничную торговлю товарами, устанавливает антимонопольный орган. Порядок определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговлю товарами, утверждается федеральным антимонопольным органом. 6. Перечень видов товаров, относящихся к продовольственным, непродовольственным товарам или медицинским товарам, определяется соответственно федеральным антимонопольным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. 7. Антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю в торговле определенными товарами в пределах границ соответствующего субъекта Российской Федерации более тридцати пяти процентов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации. 8. Хозяйствующему субъекту, признанному в соответствии с настоящей статьей занимающим доминирующее положение, в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации запрещается создавать дискриминационные условия деятельности другим лицам. Статья 26. Техническое регулирование в сфере торговли 1. Техническое регулирование в сфере торговли осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. 2. В состав мер по техническому регулированию в сфере торговли входит принятие технических регламентов, устанавливающих требования к продукции или к связанным с требованиями к продукции процессам наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обязательным для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность соответствующей продукцией. Статья 27. Лицензирование торговой деятельности Торговая деятельность отдельными видами товаров, определенными федеральными законами, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. ГЛАВА 8. Информационное обеспечение торговой деятельности Статья 28. Предоставление информации о декларациях об осуществлении торговой деятельности и договорах на право размещения нестационарных торговых объектов органам государственной власти субъектов Российской Федерации 1. Уполномоченный орган, в который подана декларация об осуществлении торговой деятельности (изменение в декларацию), декларация об осуществлении удаленной торговли, либо орган, который заключил договор на право размещения нестационарного торгового объекта, ведет журнал учета, в котором отражаются следующие сведения: 1) наименование уполномоченного органа; 2) сведения о хозяйствующем субъекте: полное и сокращенное (при наличии) наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, – для юридических лиц; фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, – для индивидуальных предпринимателей; 3) сведения об осуществляемой торговой деятельности (вид, способ, специализация); 4) сведения о торговом объекте (вид, тип, формат, адрес (местоположение), размер торговой площади, специализация торговой деятельности), если таковые имеются; 5) реквизиты декларации (изменения в декларацию) или договора на право размещения нестационарного торгового объекта. 2. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, должны быть занесены в журнал учета не позднее трех рабочих дней со дня регистрации декларации (изменения в декларацию) в уполномоченном органе, либо заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта. 3. Сведения, содержащиеся в журнале учета, подлежат направлению в уполномоченный на осуществление формирования и ведения торгового реестра орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается соответствующее муниципальное образование (далее – уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее четырнадцати рабочих дней со дня регистрации декларации (изменения в нее) в уполномоченном органе либо заключения договора на право размещения нестационарного торгового объекта. 4. Одновременно со сведениями, указанными в части 3 настоящей статьи, в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации также представляются копии следующих документов: 1) деклараций (изменений в декларации), а также договоров на право размещения нестационарных торговых объектов; 2) протоколов проведения аукционов на право заключения договоров на право размещения нестационарных торговых объектов; 3) актов проверки сведений, указанных в декларациях об осуществлении торговой деятельности. 5. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан обеспечить хранение документов на условиях, определенных законодательством об архивной деятельности и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Статья 29. Торговый реестр 1. Сведения, указанные в части 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, за исключением сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя и данных документа, удостоверяющего его личность, подлежат внесению в торговый реестр субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий семи рабочих дней с момента их получения уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования и ведения торгового реестра устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. 2. Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации должен обеспечить своевременное и точное внесение записей в торговый реестр, а также полноту и достоверность предоставляемых по запросам федеральных органов государственной власти сведений из торгового реестра. 3. Сведения, содержащиеся в торговом реестре, размещаются на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сети Интернет. 4. Сведения, содержащиеся в торговом реестре, ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации. 5. Сведения, содержащиеся в торговом реестре, являются открытыми, общедоступными и предоставляются физическим и юридическим лицам бесплатно. ГЛАВА 10. Заключительные и переходные положения Статья 30. Государственный и муниципальный контроль (надзор) за торговой деятельностью 1. Государственный контроль (надзор) за торговой деятельностью осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. 2. Муниципальный контроль (надзор) за соответствием торговой деятельности, осуществляемой на нестационарных торговых объектах, условиям договора на право размещения нестационарного торгового объекта, за соблюдением правил осуществления внемагазинной торговли, указанной в части 5 статьи 11 настоящего Федерального закона осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления. 3. Органы местного самоуправления, уполномоченные на проведение муниципального контроля (надзора) за торговой деятельностью с использованием нестационарных торговых объектов в соответствии с частью 2 настоящей статьи, в случае выявления нарушений хозяйствующим субъектом существенных условий договора на право размещения нестационарного торгового объекта, обращаются в суд с заявлением о расторжении договора на право размещения нестационарного торгового объекта. 4. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за торговой деятельностью, органы местного самоуправления, уполномоченные на проведение муниципального контроля за торговой деятельностью в объеме, определенном в части 1 настоящей статьи, проводят мероприятия по контролю (надзору) в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)». Статья 31. Ответственность за нарушение требований к осуществлению торговой деятельности Нарушение хозяйствующими субъектами требований к осуществлению торговой деятельности влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 32. Переходные положения 1. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность посредством создания, размещения и (или) использования стационарных торговых объектов, посредством создания, размещения и (или) использования нестационарных торговых объектов в пределах стационарного торгового объекта или иного здания или строения и нестационарных торговых объектов, размещенных на земельных участках, являющихся частной собственностью, а также осуществляющие удаленную торговлю до дня вступления настоящего Федерального закона в силу, обязаны задекларировать сведения об осуществлении торговой деятельности в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в течение девяноста дней со дня вступления настоящего Федерального закона в силу. 2. Осуществление торговой деятельности посредством использования нестационарных торговых объектов, не относящихся к нестационарным торговым объектам, размещенным в пределах стационарного торгового объекта или иного здания или строения, а также к нестационарным торговым объектам, размещенным на земельных участках, являющихся частной собственностью, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с разрешительными и иными нормативными документами органов местного самоуправления, допускается до истечения срока их действия, установленного в указанных документах. Статья 33. Вступление в силу настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вступает с 1 сентября 2009 года.
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.