Декоративное изображение
2 233

Поделиться

Минпромторг переходит на план

Минпромторг заставит регионы открывать магазины, кафе и парикмахерские по плану

Плановая экономика не забыта российскими чиновниками – Минпромторг планирует ввести для регионов нормативы по минимальному количеству объектов ритейла, а также прописать, сколько новых магазинов, заведений общепита и предприятий сферы услуг должно быть открыто в субъектах Федерации в ближайшие годы. Таким образом, чиновники планируют обеспечить не только Москву, но и глубинку «всем необходимым».

По данным консалтинговой компании RRG, около 40% площадей в Москве, которые можно было бы сдавать под объекты стрит-ритейла, сейчас пустуют. Проблема заключается в планировке первых этажей жилых зданий. Они часто строятся с большим количеством несущих стен и хоть теоретически предназначены для коммерции, больше напоминают многокомнатные квартиры. В результате в новостройках появляются не зарекомендовавшие себя на рынке крупные сети супермаркетов, а небольшие магазины с минимальным набором продуктов и невысоким сервисом.

Еще одной проблемой является неравномерное распределение торговых объектов основных форматов сетевой розничной торговли в России от региона к региону: обеспеченность населения магазинами в разных областях страны разнится в некоторых случаях в десять раз.

С неудобством помещений и неравномерным распределением качественного ритейла Минпромторг планирует бороться, воздействуя на региональные власти и на застройщиков.

По словам замдиректора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребрынка Минпромторга Никиты Кузнецова, ведомство рассматривает возможность введения нормативов по обеспеченности объектами ритейла для каждого региона, а возможно, и для каждого муниципалитета. В документе будет прописано, сколько торговых объектов, какого формата и размера должно находиться на территории региона. Также будет определено процентное соотношение по сегментам объектов ритейла: например, насколько больше супермаркетов, чем парикмахерских, должно действовать в регионе и т.д. На основе этих показателей планируется заложить примерные планы по открытию в регионах новых предприятий ритейла.

Как рассказал Никита Кузнецов РБК daily, обязанность соответствовать нормативам по ритейлу будет возложена на регионы. А они уже должны будут всячески привлекать торговцев. Регионы или федеральные власти могут внести изменения в градостроительные нормы. Например, обязав или рекомендовав застройщикам делать первые этажи привлекательными для ритейлеров: сооружать там как можно меньше несущих конструкций, делать вместительные пристройки, сооружать стеклянные витражи.

По мнению директора отдела исследований рынка CBRE Валентина Гаврилова, проблема с недостатком подобных помещений есть. Большинство существующего жилья в Москве строилось еще до начала применения при строительстве каркасных технологий, позволяющих избавиться от множества несущих стен на первых этажах. Если же делать первые этажи максимально свободными, считает г-н Гаврилов, можно обеспечить приток в жилой сектор крупных продуктовых сетей и заведений общепита. Сейчас, по данным RRG, доля ресторанов и кафе, размещенных в московских жилых домах, не составляет и процента от остального ритейла.

По словам представителя компании СУ-155 Романа Черниговцева, крупные девелоперы, работающие с панельными сериями, где запроектированы просторные первые этажи, не потеряют от возможных изменений.

«Это однозначно удорожает технологию строительства, – уверена гендиректор «Метриум Групп» Мария Литинецкая. – Много жилья строится по панельным технологиям, где вообще почти все стены несущие. Получается, что при новых требованиях первый этаж должен быть монолитным, а сверху может быть и панельным. Такие технологии, кстати, на рынке есть, например у ЛСР».

Гендиректор строительной компании KodRemonta Максим Сенькин опасается, что при введении нормативов предпринимателю может быть отказано во включении в адресную программу по размещению торговых объектов, если район, в котором он намерен открыть магазин, уже достиг установленной планки.

Как будут рассчитываться нормативы, пока неясно. Методику расчета планируется сформировать через полгода. По словам Никиты Кузнецова, к социологическим опросам населения прибегать, скорее всего, ведомство не будет.

«Наверняка речь не идет о каком-то административно-принудительном формате. Будут учитываться трафик, структура жилых микрорайонов и местное законодательство по регулированию торговли, – предполагает глава пресс-службы X5 Retail Group Владимир Русанов (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). – Мы будем готовы участвовать в программах и с интересом изучать предложения регионов».

Алексей Синяков, Анна Левинская, Анастасия Дуленкова, РБК Daily

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами