Декоративное изображение
2 469

Поделиться

Минпромторг объявил перекур

Курение на верандах и террасах может быть разрешено

Летние веранды и террасы не являются частью заведений общественного питания, а значит, их посетителям курение разрешено, считает Минпромторг. Роспотребнадзор против и по-прежнему намерен штрафовать рестораторов. Но сделать это будет непросто, считают юристы: суды, скорее всего, примут сторону бизнеса.

В распоряжении “Ъ” оказалось разъяснение Минпромторгом ряда положений закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», которое министерство разослало в региональные органы исполнительной власти. Установленный законом запрет на курение касается не объектов общепита в целом (кафе, ресторанов и др.), а только их конкретных составляющих – помещений. Расширительное толкование данного положения, считают в Минпромторге, недопустимо. «Легковозводимые временные террасы, веранды, выносные столики, расположенные на территории, непосредственно примыкающей к зданию или сооружению, в помещениях которого располагается пункт общественного питания, а также летние веранды… расположенные на крышах зданий и сооружений… не могут расцениваться ни как часть помещений организаций общественного питания, ни как нестационарные объекты», считает Минпромторг.

Положение закона о запрете курения сигарет, сигар и кальянов в заведениях общепита начало действовать с 1 июня. Нарушение запрета влечет штрафы для индивидуальных предпринимателей в размере 30–40 тыс. руб., для юридических лиц – 60–90 тыс. руб. Сразу же с момента вступления положения в силу у участников ресторанного рынка возникло непонимание, подпадет ли под его действие курение на открытых летних площадках. Свое разъяснение по этому поводу 30 июня дал Роспотребнадзор. В нем говорилось, что если открытое место вне помещения заведения общепита имеет надземную часть (пол, настил), навес или иной вид ограждения (включая декоративное), то на него распространяется запрет на курение.

В Роспотребнадзоре сообщили “Ъ”, что в курсе позиции Минпромторга. Но ведомство будет руководствоваться внутренним разъяснением, говорит его представитель. Помощник вице-премьера Ольги Голодец (в ее ведении находится Роспотребнадзор) Алексей Левченко признает, что в вопросе о допустимости курения на летних верандах есть коллизия. «Оба органа власти должны сами ее устранить, найдя компромиссное решение»,– полагает он.

Гендиректор Ginza Project («Япоша», «Оки Доки», «Песто-кафе», «Мари Vanna») Алексей Волков говорит, что, несмотря на возникшие убытки, заведения холдинга сохранят запрет на курение на летних верандах до внесения окончательной ясности в этот вопрос. По его словам, с июня Ginza отмечает сокращение трафика посетителей примерно на 15%. По оценке президента Федерации рестораторов и отельеров Игоря Бухарова, больше всего пострадали рестораны этнической кухни, где было распространено курение кальянов – там убытки сейчас до 30%.

В департаменте торговли и услуг правительства Москвы говорят, что в соответствии с местными нормативными актами летние веранды приравниваются к нестационарным торговым объектам, курение на которых законом однозначно запрещается. Глава департамента Алексей Немерюк говорит, что уже готовы поправки к федеральному законодательству, разрешающие курить на летних площадках в случае, если там нет крыши и пола–настила, а стоят только стулья и столы.

Старший юрист ЮК «Приоритет» Анна Лаврухина говорит, что письма Роспотребнадзора и Минпромторга являются лишь внутренними инструкциями и не имеют никакой силы для частных лиц. Но, по ее мнению, если ресторан разрешит курение на летней веранде с учетом позиции Минпромторга, а Роспотребнадзор его за это оштрафует, то суд примет сторону ресторана. «Для привлечения лица к ответственности в законе должно быть четко сформулировано, за что такая ответственность наступает, но закон о запрете курения не содержит понятия “помещений”, его нужно искать в других нормативных актах, которые так же не дают однозначного ответа, относится ли к ним летняя веранда»,– рассуждает госпожа Лаврухина.

Олег Трутнев, Анна Занина, Александр Воронов, ИД «Коммерсантъ»

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами