Декоративное изображение
2 342

Поделиться

Минпромторг и дети

Готова стратегия по развитию индустрии детских товаров

До 2020 года доля российских товаров должна увеличиться более чем вдвое, до 45%. Такие планы поставил Минпромторг в своей стратегии развития индустрии детских товаров на ближайшие семь лет. Для реализации задач необходимо скорректировать законодательство, построить промышленный кластер и потратить 8 млрд руб.

О том, что разработанная Минпромторгом стратегия (есть у “Ъ”) была отправлена в правительство 10 апреля, “Ъ” рассказали в ведомстве, уточнив, что до конца мая она будет согласовываться с заинтересованными министерствами (Минобрнауки, Минтрудом, Минкультуры и т. д.). Приоритетная цель стратегии — увеличить долю российских товаров для детей на рынке почти вдвое, до 45% (на этапе проработки стратегии этот показатель составлял 30%). Сейчас российский рынок — рынок импорта: по данным Минпромторга по итогам 2012 года, лишь 20,6% пришлось на отечественные товары ($4,4 млрд). Из них на одежду пришлось 17% ($1 млрд), игры и игрушки — 18% ($968 млн), обувь — 11% ($414 млн).

Источник финансирования мероприятий стратегии — федеральный бюджет, средства коммерческих и общественных организаций, сказано в документе. Объем финансирования рассчитан исходя из основной задачи стратегии (достижения доли товаров российского производства не менее 45%) и составляет 8 млрд руб. (около $255 млн по курсу ЦБ на 16 апреля).

Согласно стратегии Минпромторга, объем российского рынка детских товаров в 2012 году составил $21,3 млрд, что составляет 5% от мирового рынка (крупнейшая доля у США — 25%, или $82,303 млрд). При этом темп роста рынка значительно превышает общемировой и составляет в среднем 15%. Специфика индустрии в том, что она на 80% состоит из предприятий малого и среднего бизнеса, среди которых высока доля женских и семейных компаний. В московском регионе сосредоточено не более 30% всех субъектов предпринимательской отрасли.

Осуществить намеченное можно в три этапа, уверены разработчики стратегии. До 2015 года будут совершенствоваться нормативно-правовая база и система госнадзора за соблюдением обязательных требований при обращении детских товаров. Например, будет сформирован корпус технических регламентов и стандартов в этой сфере в рамках Таможенного союза. Подготовят предложения по внесению изменений в законодательство в части налогов для производителей: будет расширена группа товаров, налог на добавленную стоимость для которых составит 10% (к примеру, для спортивной детской одежды это 18%, а для игрушек — 10%).

С 2016-го по 2018 год будет создан инновационно-промышленный кластер «Территория детства», где будут работать производства детских товаров и сопутствующие им бизнесы (дизайн-студии, логистические службы). Государство готово оказывать помощь через субсидирование затрат на уплату процентов по кредитам на сырье и материалы, технологическое оборудование, полученным в российских банках. Подобные кластеры уже существуют, например, в Каталонии — Kids Cluster. Третий этап (2019–2020 годы) подразумевает реализацию общеотраслевых инвестиционных проектов, но каких — в Минпромторге не пояснили.

Весь комплекс мер должен привести к увеличению доли цивилизованных форм розничной торговли до 50%. Сейчас она составляет лишь 22% (крупнейшие игроки — сети «Детский мир», «Дочки и сыночки», «Дети», «Академия»). Кроме того, до 15% должен снизиться теневой оборот по сравнению с сегодняшними 25% по некоторым категориям, а также должна уменьшиться стоимость детских товаров не менее чем на 15% (за счет снижения административных издержек и определения монопольно высоких и монопольно низких цен на товары). Также среди целей — увеличение экспорта российских детских товаров до 30% (сейчас — 10–12%).

«Чтобы достичь поставленных показателей, в первую очередь необходимо инвестировать в развитие центров промышленного дизайна, где бы разрабатывались новые идеи. Где производится сама игрушка — не важно»,— настаивает совладелец сети «Бегемот» Алексей Молвинский. Он подчеркивает, что само понятие «производство» давно трансформировалось — теперь это не только штамповка в Китае, но технологии, которые вообще не привязаны к территории страны.

В 2011 году Минпромторг подготовил аналогичную стратегию развития для продуктового ритейла, одна из целей которой — повысить количество торговых площадей. Вчера совладелец сети «Магнит» (лидер отрасли по выручке) Сергей Галицкий сказал “Ъ”, что не знал о существовании этого документа. «В реальном бизнесе стратегические документы не имеют смысла, надо просто понять, что капитал переливается из зоны низкой рентабельности в зону высокой»,— заверил он.

Евгения Перцева, КоммерсантЪ

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами