Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Минимальный продуктовый набор россиян не изменится, но подорожает
Структура минимальной продовольственной корзины россиян вряд ли существенно изменится, но будет дорожать вместе с ростом цен на продовольствие, считают в Росстате.
"Если будут меняться ассортимент товаров и цены на них, то это будет учитываться при регистрации цен", - сказала начальник управления статистики уровня жизни Росстата Ольга Муханова на "круглом столе".
По ее мнению, "структура потребительской корзины вряд ли будет существенно меняться", но ее стоимость будет расти, "поскольку все дорожает".
По данным Росстата, который ежемесячно подсчитывает среднюю стоимость минимального продуктового набора россиян, в конце декабря 2008 года он стоил 2 тысячи 116 рублей, подорожав за прошлый год на 17,5%. Рост цен на продовольствие по итогам прошлого года составил 17,7% при общей инфляции в 13,3%.
Ведущий экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игорь Поляков, в свою очередь, считает, что в потребительской корзине могут произойти сильные изменения. По его мнению, снижение доходов россиян, а вслед за ними и потребительского спроса приведет к изменению потребительских предпочтений в сторону менее качественных и более дешевых товаров.
"Россияне будут покупать менее качественные мясопродукты, продукты из рыбы и молока. По некоторым непродовольственным товарам может быть отложенный спрос", - сказал Поляков. Сильнее всего пострадает сектор услуг, полагает эксперт.
По прогнозу ЦМАКП, падение внутреннего спроса в 2009 года может составить 2%, причем потребление продовольственных товаров может снизиться больше, чем непродовольственных. Для сравнения, по данным Минэкономразвития, в 2007 году внутренний спрос в РФ вырос за год на 13,6%, а в 2008 году темпы роста спроса уже замедлились до 10,2%.
Покупайте российское
В торговой сети произойдет сокращение ассортимента, рост цен по отдельным товарам может составить от 5% до 15-20%, но сбоев с продуктами и дефицита не будет, - заверил исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский.
По его словам, до последнего времени в российских супермаркетах был чрезмерно широкий ассортимент продуктов, который сейчас из-за девальвации и инфляции будет сокращаться. Предпочтение будет отдаваться проверенным брендам, уже пользующимся спросом. "Сейчас не до экспериментов", - признал Белоновский.
Что касается роста цен, то, по словам эксперта, сейчас практически все поставщики, даже отечественные, уведомили сети о повышении закупочных цен. "Отечественные поставщики повышают отпускные цены также энергично, как и импортеры, и мы не видим этому объяснения. В этой ситуации необходимо вмешательство государства", - отметил Белоновский.
В то же время он отметил, что кризис и ослабление рубля создают условия для продвижения российских товаров на магазинные полки.
"Многие покупатели уже переходят на отечественные и более дешевые аналоги импортных продуктов. Мы очень хотим торговать отечественными продуктами. Это наша задача", - сказал Белоновский. Правда, он признал, что, например, российским фермерам очень сложно "довести" свою продукцию до магазина, поскольку для этого нужно получить целую кипу разрешительных документов.
Отвечая на вопрос о возможности заключения нового соглашения между производителями и ритейлерами о замораживании цен на социально значимые продукты, как это было сделано в конце 2007-начале 2008 года из-за резкого скачка цен на продовольствие, эксперт отметил, что он против очередной "заморозки" и лучше исходить из "принципов саморегулирования".
"Мы все люди вменяемые, готовы общаться и сотрудничать", - сказал он.
Белоновский напомнил, что торговые сети уже дали "зеленый свет" российской сельхозпродукции, отменив для российских овощей и фруктов "все виды входных бонусов".
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.