Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Минфин наживется на вредных привычках, сдерживая топливные цены повышением табачныз акцизов
На заседании правительства вчера был одобрен график увеличения акцизов на алкоголь, сигареты и автомобили на 2008-2010 годы. Акцизы на нефтепродукты в целях сдерживания инфляции решено оставить на нынешнем уровне на всю "трехлетку". В решении по итогам заседания министры с подачи главы МЭРТа Германа Грефа отказались дифференцировать ставки акцизов на бензин в зависимости от его качества. Выгоды автомобилистов оплатят курильщики: табачные акцизы в 2008-2010 годах будут расти на 20% в год.
Индексация акцизов – единственная новация из "Основных направлений налоговой политики на 2008-2010 годы", которую правительство успевает одобрить и учесть до внесения проекта трехлетного бюджета в Госдуму. Как сообщил представлявший в Белом доме на заседании правительства соответствующий законопроект замглавы Минфина Сергей Шаталов, на спирт, алкогольную продукцию, пиво и автомобили этот налог увеличивается на уровень ожидаемой инфляции: в 2008 году на 7%, в 2009 – на 6,5%, в 2010 – на 6%.
На сигареты и другие табачные изделия, в соответствии с ранее взятым курсом на усиление фискального давления на отрасль, акцизы будут расти быстрее – примерно на 20% ежегодно. При этом адвалорная составляющая налога будет увеличиваться на 0,5 процентного пункта в год. К примеру, на сигареты с фильтром в 2008 году акциз составит 120 рублей за тысячу штук плюс 5,5% от максимальной розничной цены, в 2009 году – 145 руб. плюс 6%, в 2010 – 175 руб. плюс 6,5%. По подсчетам Минфина, пачка дешевых сигарет в результате будет дорожать на 1-1,5 руб. в год, дорогие марки – на 2-3 руб.
Возражений эти предложения Минфина у членов правительства не вызвали – дискуссия развернулась вокруг топливных акцизов. При подготовке законопроекта Минфин намеревался оставить этот налог прежним для бензина, дизтоплива и моторных масел лишь на 2008 год. В 2О09 году предполагалась его индексация на 6,5%, в 2010-м – на 6%. Однако МЭРТ, поддержанный другими ведомствами, стал настаивать на распространении этой сдерживающей рост цен на нефтепродукты (и, соответственно, ограничивающей инфляцию) меры и на 2009-2010 годы.
В результате на совещании, состоявшемся накануне заседания правительства у вице-премьера Александра Жукова, Минфин уступил и согласился не менять акцизы на протяжении всей "трехлетки". Это приведет к выпадению доходов бюджета в размере 8,8 млрд руб. в 2009 году и 16,3 млрд руб. в 2010 году. "Это приличные суммы, и мы теперь думаем, как сбалансировать проекты бюджетов, в которых они уже учтены",– посетовал вчера Сергей Шаталов.
Другое требование Германа Грефа – дифференцировать в законопроекте ставки акцизов в зависимости от их соответствия стандартам "Евро-2", "Евро-3", "Евро-4" исходя из принципа "чем выше качество топлива, тем ниже ставка акциза" – министры выполнить отказались. Напомним, что поручение правительству "проработать" этот вопрос содержалось в Бюджетном послании президента 2006 года. Однако вчера Сергей Шаталов заявил, что без принятия техрегламентов, которые установят стандарты качества бензина, дифференцировать ставки невозможно. "Нельзя вписывать в закон то, о чем мы точно не знаем",– заявил замминистра. Его поддержал глава Минобороны и экс-руководитель ФНС Анатолий Сердюков: "Сначала надо понять, как налоговая служба сможет администрировать этот налог, а уже потом вводить дифференциацию".
В отсутствие заболевшего главы Минпромэнерго Виктора Христенко, отвечающего за принятие техрегламентов, о возможном скором одобрении стандартов бензина коллегам сообщил Александр Жуков. По его словам, Минпромэнерго уже завершает подготовку регламента. "Весной этого года он может быть принят, и на 2009 год мы сможем ввести градацию акцизов",– пояснил вице-премьер. Однако Германа Грефа эта отсрочка не устроила: "Это значит, что в 2008 году мы ничего не сделаем для стимулирования инвестиций в углубление переработки сырья на нефтеперабатывающих заводах". По его словам, модернизация НПЗ потребует от владельцев больших затрат, и параметры дифференциации нужно объявить заранее. "Мы фиксируем нашу бездеятельность в этом направлении",– отметил министр.
С бездеятельностью неожиданно легко согласился премьер Михаил Фрадков: "Необходимо отметить, что мы теряем 2008 год, сдерживаем научно-технический прогресс и диверсификацию экономики,– подверг он критике кабинет.– Все должны знать, что с техрегламентами мы работаем плохо". Впрочем, никаких решений по исправлению ситуации, кроме информирования общественности, в итоге не принято: акцизы на бензин останутся недифференцированными до 2009 года.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.