Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Metro исключила процент из оборота
Ее магазины Real ввели единые цены на услуги
Сеть гипермаркетов Real, входящая в немецкую Metro Group, первой из ритейлеров ввела единый прейскурант на маркетинговые услуги для поставщиков продовольствия: сеть обезопасила себя от нападок Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая пресекает любые попытки розницы увязать стоимость услуг с объемом продаж. Поставщики недовольны: цена за маркетинг в сети для некоторых из них теперь вырастет в два раза.
Сеть гипермаркетов Real сообщила поставщикам, что разработала «единый, недискриминационный подход к определению сроков оплаты поставляемого товара, размера вознаграждения (премии), размера и порядка применения штрафных санкций и стоимости услуг…». Об этом говорится в письме, подписанном директором по закупкам и мерчандайзингу продовольственных товаров сети Хансом Штоком. Теперь для всех поставщиков продовольствия стоимость маркетинговых услуг является фиксированной и одинаковой, пояснила “Ъ” руководитель отдела по связям с общественностью Real Елена Асанова. «Вводя изменения, мы основывались на положениях закона “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ” и на сформировавшейся практике его применения, в том числе на последних решениях ФАС»,– объяснила госпожа Асанова.
Metro Group на конец 2011 года объединяла в России 166 магазинов, включая 62 Metro Cash & Carry, 18 гипермаркетов Real, 36 магазинов Media Markt и Saturn. Продажи в России в 2011 году выросли на 18,6% по сравнению с предыдущим годом – до €5,017 млрд. За прошлый год ритейлер открыл в России 12 новых магазинов. Общий объем продаж компании за 2011 год снизился на 0,8%, до ?66,7 млрд.
Согласно закону «О торговле», ритейлеры не имеют права увязывать между собой договор поставки и договор оказания услуг поставщикам продовольствия. Но в ноябре прошлого года ФАС выявила, что входящая в Metro Group сеть Metro Cash & Carry нарушила этот пункт закона, увязывая стоимость услуг по продвижению продуктов с объемом их продаж. Примерно тогда же ФАС завела аналогичное дело в отношении сети «Ашан». Metro Cash & Carry комиссия ФАС предписала прекратить нарушения, но до сих пор не назначила ритейлеру штраф. Решение по «Ашану» еще не вынесено, но, по словам директора юридического департамента сети Дмитрия Хрущалева, с начала года сеть устанавливает фиксированные цены на маркетинговые услуги.
Проверка Metro была проведена по заявлению Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка. Вице-президент ассоциации Виталий Корнев рассказал “Ъ”, что сеть изменила свои отношения с поставщиками рыбы – с 1 апреля Metro заключает договоры оказания услуг по фиксированным ценам. В «Ашане» хотели бы установить единые цены на услуги для поставщиков внутри каждой группы продовольственных товаров, однако, по словам господина Хрущалева, сделать это сложно – до сих пор не обнародованы четкие критерии определения «группа товаров». Кроме того, многие услуги могут оказаться просто недоступны небольшим поставщикам. «Средневзвешенная цена внутри группы товаров будет выше для мелких производителей и ниже для крупных, чем последние незамедлительно воспользуются»,– пояснил господин Хрущалев.
В зависимости от формата магазинов общие платежи поставщиков розничным сетям (в виде оборотной скидки или платы за маркетинговые услуги) до принятия закона «О торговле» варьировались в пределах 5–15% от оборота продовольственных товаров в сети за год, говорит старший вице-президент Walmart, экс-глава X5 Retail Group Лев Хасис. Как правило, в гипермаркетах доля продовольствия занимает до 25% от выручки. Например, продажи российских магазинов Real в 2011 году составили ?722 млн, то есть платежи от поставщиков могут составлять до ?80 млн. Как бы ни менялась форма платежей за услуги и объемы продаж, размер бонусов от поставщиков в общем обороте не изменится, считает топ-менеджер крупной продуктовой сети. При этом поставщикам новые инициативы Real невыгодны: стоимость услуг не была завышена, когда высчитывалась в процентах от оборота, теперь же она выросла в два раза, делится один из контрагентов сети Real.
Ксения Шамакина, Кристина Бусько, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.