Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Медработники ответят за подарки от фармкомпаний
Что думают юристы и фармакологи о врачебных кофе-брейках
В Институте законодательства при правительстве РФ заявили о необходимости ответственности врачей за принятие подарков от фармкомпаний. Дело в том, что еще с начала года действует норма, запрещающая врачам принимать подарки и участвовать в различных оплаченных поездках, однако ответственность за ее нарушение не установили. Известна схема, по которой фармакологи продвигают свой товар среди врачей – те в результате выписывают пациентам дорогие импортные лекарства вместо доступных аналогов. Три года назад Владимир Путин констатировал, что между фармацевтами и врачами сложилась «явно ненормальная практика».
Подарки брать запрещено, но по-прежнему можно
Ограничения на прием подарков врачами от фармкомпаний вступили в силу 1 января 2012 года – речь идет о статье 74 закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ». Так, медработники могут принимать подарки от пациентов и их родственников стоимостью не более 3 тыс. рублей, однако от организаций, занимающихся производством или реализацией лекарственных препаратов, получать подарки категорически запрещается. Также запрещено принимать оплату развлечений, отдыха и проезда к месту отдыха.
Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ (ИЗиСП), который занимается разработкой масштабных нормативных актов – например, последнего свода поправок в ГК, и Ассоциация международных фармацевтических производителей (AIMP) на прошлой неделе представили исследование о новых запретах для врачей. Основной вывод, к которому пришли юристы: мер ответственности за нарушения этих норм в российском законодательстве нет.
Глава ИЗиСП Талия Хабриева ожидает введения материальной ответственности врачей, как это предусмотрено в Германии, а также мер административной ответственности. «Кодекс нужно совершенствовать, потому что есть страны, которые ориентируются исключительно на этические нормы, как, например, США. Там медицинские работники приравнены к гражданским служащим. На них распространятся все запреты, которые введены для публичной государственной службы», – сказала Хабриева. По ее словам, соответствующий законопроект об ответственности врачей сейчас готовится, но пока не оброс необходимыми согласованиями и в весеннюю сессию принят не будет.
Макеты ушей раздавать можно, но не пациентам
Хабриева сообщила, что видя законодательный пробел, многие регионы выпустили собственные нормативные акты об ответственности врачей. «Они буквально прочли текст закона и выпустили акты, которые противоречат его нормам, потому что принятый закон адресован не органам власти, а медицинским и фармацевтическим работникам. Когда в статье говорится о том, что прием медицинских представителей должен осуществляться в соответствии с порядком, это означает прямую обязанность руководителя медицинского учреждения определить этот порядок», – комментирует юрист.
Сейчас прорабатываются изменения в ряд законодательных актов, согласно которым руководители учреждений смогут демонстрировать своим сотрудникам предоставленные фармацевтическими компаниями разрешенные материалы, но только в нерабочее время. По 74-й статье к подаркам не относятся информационные материалы, касающиеся лечения, журналы, буклеты, компакт-диски, образцы лекарств, переданные медработнику, а также наглядные материалы, такие как макет уха или носа. Используя в практике макет уха, врач вряд ли возьмет его себе в качестве подарка, объясняют представители ИзиСП. При этом закон запрещает врачам передавать какие-либо информационные материалы или образцы лекарств пациентам.
Фармкомпании: кофе-брейк вполне научен
Опрошенные «Маркером» участники фармацевтического рынка признали, что действующий несколько месяцев закон еще сыроват. Другая острая проблема – отдых врачей за счет фармкомпаний. В законодательстве пока что нет определения развлекательного мероприятия, при этом статья 74 предусматривает запрет на получение медработниками денежных средств на оплату развлечений, отдыха и проезда к месту отдыха. Есть сложность в разграничении научных мероприятий, которые не запрещены, и, например, похода в ресторан на ужин в рамках научного мероприятия. Выделить отдых из научного мероприятия юридически невозможно, говорит Хабриева.
Исполнительный директор AIMP Владимир Шипков считает, что компании следят за соотношением сугубо научной и ненаучной деятельности. «На мой взгляд, кофе-брейки не менее научны, нежели непосредственно пленарные заседания, поскольку зачастую именно в рамках кофе-брейков идет предметный разговор. Конечно, если кофе-брейк длится в течение всего дня, то это дисбаланс», – сказал он.
Александра Ермакова, Маркер
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.