Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
MasterCard проиграла конкуренцию за АШАН
Конкуренция на российском рынке между двумя крупнейшими платежными системами — Visa и MasterCard — усиливается. Переход на безналичный расчет торговой сети «Ашан», последним из крупных ритейлеров решившимся на этот шаг, пройдет на базе одной системы. Эксклюзивное сотрудничество с одним из крупнейших ритейлеров может стоить Visa комиссионных доходов, но их компенсирует увеличение клиентской базы.
Вчера торговая сеть «Ашан» объявила о начале масштабного приема пластиковых банковских карт для оплаты покупок. До конца года на новый режим работы перейдут все магазины сети. До сих пор расплатиться в «Ашане» можно было лишь с помощью подарочных и кредитных карт банка Accord, который входит в группу Auchan, и Кредит Европа банка. Такие ограничения по приему банковских карт вызывали нарекания ФАС, которая потребовала от сети их снять. Впрочем, полномасштабным переход «Ашана» на безналичные расчеты так и не стал: cеть будет принимать карты любых банков, но только платежной системы Visa. Картами, эмитированными на базе платежной системы MasterCard — ближайшего конкурента Visa, в «Ашане» можно будет расплатиться только «в первой половине 2012 года».
В самой MasterCard преференции для Visa в рамках сотрудничества с «Ашаном» восприняли сдержанно. «Мы ведем переговоры с “Ашаном”, и начало работы лишь с одной системой кажется мне странным,— говорит глава MasterCard в России Илья Рябый.— В России нет других примеров работы ритейлера лишь с одной с платежной системой. Естественно, первым появиться в сети стратегически выгоднее, и мы с нетерпением ждем, когда “Ашан” сможет принимать карты MasterCard». Сеть Metro Cash & Carry, принимающая к оплате банковские карты с прошлого года, тоже начинала переход на безналичные расчеты с сотрудничества с одной платежной системой (MasterCard), но эксклюзив был предоставлен ей только на время пилота и только в двух регионах, рассказала руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям Metro Cash & Carry Оксана Токарева. По ее словам, работать с обеими платежными системами выгоднее.
По мнению участников рынка, эксклюзивное сотрудничество «Ашана» с Visa может объясняться льготными условиями, предложенными платежной системой. На таких условиях сеть гипермаркетов настаивала уже давно, объясняя, что иной подход приведет к повышению цен для покупателей. По словам директора дирекции розничного бизнеса Транскредитбанка Вениамина Полянцева, финансового резона работать только с одной платежной системой нет: тарифы обеих систем одинаковы. «Вероятно, монополия была получена Visa взамен каких-то сверхвыгодных условий»,— предположил он. В Visa не комментируют финансовые условия сотрудничества с «Ашаном». Между тем пусть даже непродолжительная монополия Visa позволит ей значительно увеличить клиентскую базу. Ежедневная посещаемость гипермаркетов «Ашан» составляет около 20 тыс. человек (в России 30 таких гипермаркетов), «Ашан-Сити» — около 10 тыс. человек (14 магазинов), региональных «Ашанов» — 8–10 тыс. человек.
Интерес участников рынка привлекала и кандидатура банка-эквайера, выбранного «Ашаном». Хотя конкуренция на рынке эквайринга очень высока, этот статус получил не слишком известный игрок ВТБ 24, вышедший на рынок эквайринга только в прошлом году. «Причина, скорее всего, в цене,— отмечает представитель крупного розничного банка.— ВТБ 24, будучи новичком на рынке, ради клиентской базы мог согласиться на комиссию, близкую к 0,1–0,3% против стандартных 1,5%». Не исключено, что частично такой низкий тариф ему компенсирует сама Visa, и не исключено, что именно за это Visa получила монополию, считает банкир. В ВТБ 24 не комментируют финансовые условия сотрудничества с Visa и «Ашаном». Впрочем, статус эквайера в случае с ВТБ 24 — условность. «Ашан» построил собственную сеть терминалов по приему карт стоимостью $5 млн, поэтому ВТБ 24 фактически будет лишь расчетным банком.
Василий Нантай, Юлия Локшина, КоммерсантЪ
Интервью
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?