Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Малый и средний ритейл нуждается в защите от монополизма
– В этом году Союзу независимых сетей России исполняется 5 лет. Можно ли назвать союз состоявшимся объединением?
– Да, безусловно. Союз сложился как общественная организация, как объединение независимых ретейлеров, как клуб собственников и топ-менеджеров. Организация, которая не только отстаивает интересы региональных торговых компаний, но и является информационной площадкой для обмена лучшими практиками. Важнейшим свидетельством нашей зрелости является создание первого в России реального закупочного союза. Несмотря на осторожность при расширении числа участников, в союз входит уже полсотни сетей.
– Как изменились за прошедшие годы задачи, стоящие перед союзом?
– Идет нормальный процесс уточнения реальных возможностей, которые есть у НКО. Объединение большого количества участников начинает жить по законам больших организаций. Некоторые «союзники» рассчитывали на то, что союз может стать эдаким министерством торговли, которое сможет решать реальные хозяйственные задачи, связанные с возможностями объединения. Однако решать коммерческие задачи общественная организация не может, но зато организация справилась с решением других задач. Стало очевидным, что одной из важнейших задач союза будет взаимодействие с органами государственной власти в области совершенствования законодательства, регулирующего нашу деятельность. Другой важной задачей союза является его работа в качестве своеобразного «бизнес-инкубатора», что предполагает проведение экспертизы и запуск новых проектов, направленных на рост конкурентоспособности сетей. В повестке дня корпоративный университет, центр закупок сетей, проекты в области ПО, систем лояльности и платежных технологий.
– Какова, на ваш взгляд, роль независимого ретейла в структуре российской экономики? Что может сделать союз и его участники для того, чтобы эту роль осознала власть?
– В силу разных причин в России сохраняется доминирующая роль национального капитала в розничной торговле продуктами питания. Сегодня региональные сети – неотъемлемая часть агропромышленного комплекса страны, надежный проводник на полки магазинов продукции десятков тысяч пищевых производств. В локальных сетях работают сотни тысяч сотрудников. А от наших заказов зависит благосостояние миллионов. Очевидно, что гипермаркеты и крупнейшие сети обладают рядом преимуществ в управлении издержками и используют эффект масштаба в закупе, который способен привести к масштабному разорению малого и среднего бизнеса. Принятием закона о торговле государство ясно выразило свою позицию. Несмотря на отдельные перегибы и неясности, впервые возникла возможность защищать свой рынок в правовом поле. Будем и далее поддерживать эту практику и блокироваться с союзниками в виде Агропромсоюза и «Опоры России».
– Какие риски государственного регулирования отрасли вы считаете наиболее актуальными сейчас?
– Риски лежат в традиционной для нашей страны плоскости. Во-первых, новое законодательство имеет размытые нормы, которые позволяют региональным управлениям ФАС вольно толковать отдельные положения закона, и, как следствие, в разных регионах появляются постановления, зачастую противоречащие друг другу и духу и целям закона. Будем работать совместно с властью. Второй риск, связанный с усилением госрегулирования, опасен коррупциогенностью некоторых предложений. Впрочем, как в работе над законом о торговле, так и в работе над регулированием алкогольного рынка удалось убрать наиболее одиозные предложения. Однако главное – это участвовать в развитии нормативной базы с целью ограничения монополизма и защиты малого и среднего ретейла.
– Что бы вы хотели сказать сетям, рассматривающим возможность участия в Неделе, и поставщикам, желающим поддержать главный форум для ретейла на Урале?
– Мы, региональные сети, сильны, но еще сильнее мы будем, когда будем вместе. Ждем всех партнеров. Помните: старый друг лучше новых двух.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.