Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Малый и средний бизнес верит в будущее и в себя
Текущую экономическую ситуацию большинство предпринимателей оценивают как негативную, однако при этом не теряют оптимизма и полагаются исключительно на собственные силы (совместное исследование банка «Траст» и холдинга «Ромир»). По мнению экспертов, подобные настроения вполне объяснимы: российские предприниматели — оптимисты по определению, многие из них начинали свой бизнес в лихие 1990-е, и их уже ничем не испугать, а горизонты для развития собственного дела хоть и сузились, однако остаются достаточно широкими.
Председатель правления банка «Траст» Надия Черкасова уверена, что малый и средний бизнес способен давать весьма точные прогнозы относительно бизнес-перспектив. «Результаты двухлетнего исследования «Траст Индекса МСБ» позволяют сделать вывод, что малый и средний бизнес (МСБ) способен давать весьма точные прогнозы относительно перспектив развития бизнес-среды. Более года назад предприниматели уже спрогнозировали кризис оперативнее многих аналитиков: оценивая свое текущее положение положительно, они давали негативную оценку будущему, и вскоре эти прогнозы подтвердились. Сейчас же на фоне ожиданий развития кризиса МСБ рассчитывает на свои собственные силы и ресурсы, позитивно оценивая свое будущее развитие», — пояснила она.
В 2009 году впервые за двухлетнюю историю совместных исследований банка «Траст» и холдинга «Ромир» индекс самочувствия малого и среднего бизнеса в России ушел в отрицательную зону. Негативные настроения начали преобладать в феврале и к маю увеличились на 20% (по сравнению с августом 2008 года — на 60%). Однако резкий спад коснулся только оценки текущей ситуации. Надеяться на светлое будущее малый и средний бизнес не перестал, при этом намерен построить его собственными руками, без оглядки на государство. Примечательно, что оптимизм предпринимателей не зависит от региона — в проблемных территориях его немного меньше, чем в «точках роста», но положительная динамика наблюдается везде.
По мнению экспертов, подобные настроения отнюдь не аномальны, если речь идет о России. «Наши предприниматели — оптимисты по определению, иначе они бы не выжили, — считает гендиректор «Финэкспертиза-консалтинг» Дмитрий Шустерняк. — Становление многих бизнесов пришлось на начало 1990-х, когда ситуация была гораздо хуже и неопределеннее, чем при самых пессимистичных прогнозах в развитии нынешнего кризиса. И наших предпринимателей сложно чем-то напугать». К тому же, несмотря на кризис и явную разбалансированность отечественной экономики, Россия по-прежнему остается страной огромных возможностей для малого и среднего бизнеса, убежден г-н Шустерняк. «Безусловно, покупательная способность падает, но люди не перестанут есть, одеваться и отдыхать, — говорит он. — Предприимчивый и энергичный бизнесмен всегда найдет, на чем заработать».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?