Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Малый бизнес готовится к закрытию киосков
после запрета продаж пива и сигарет
Владельцы ларьков с ужасом ожидают наступления нового года. С 1 января 2013 года они не смогут торговать пивом, а кроме того, по инициативе Минздрава, скорее всего, лишатся и сигарет. Как выяснила РБК daily, во многих странах ЕС ситуация обратная: государство отдает продажи табачных изделий исключительно малому бизнесу.
Одним из наиболее радикальных изменений в новой версии законопроекта Минздрава «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» стало предложение о немедленном запрете продажи сигарет в нестационарных торговых объектах. В первой версии документа предполагался трехлетний переходный период, в течение которого предприниматели могли бы перепрофилировать свой бизнес.
Опрошенные РБК daily владельцы торговых палаток не скрывают своего разочарования новыми инициативами Минздрава. Наиболее активные малые предприниматели ранее протестовали против запрета продаж сигарет даже с учетом переходного периода – проводили митинги, собирали подписи под обращениями первым лицам государства, но вместо послаблений в итоге получили максимально жесткий вариант развития ситуации.
«Будем закрываться: у нас особо других вариантов не остается, – заявил РБК daily предприниматель Евгений Андреев. – Придется искать какие-то другие виды бизнеса, своих работников я уже предупредил о том, что ларек может закрыться и им придется искать другую работу».
«У меня нет сейчас никакого понимания, что делать в случае запрета розничной торговли сигаретами, – вторит коллеге владелец 22 ларьков Ирина Плеханова. – Пиво и сигареты формируют 80% оборота киоска, перепрофилировать их на другие виды продукции физически невозможно. Месячная аренда места для меня обходится более чем в 100 тыс. руб. На других видах товаров выйти на рентабельность с такими арендными ставками нереально».
В сложившейся ситуации владельцы пытаются найти пути спасения бизнеса. Некоторые уже сейчас начали поиск помещений под магазины, куда можно будет перевезти прежний ассортимент. Согласно положениям законопроекта до 2016 года сигаретами можно будет торговать в любом магазине, а после 2016 года – в магазине площадью не менее 50 кв. м. «Мы будем брать в аренду магазин и продолжать заниматься табачной продукцией и пивом, – говорит частный предприниматель Елена Новикова. – Естественно, затраты на аренду в этом случае поднимутся на 100%, существенно снизится оборот, упадут зарплаты у продавцов и мои доходы как предпринимателя».
По словам г-жи Новиковой, отыскать помещение, где продажа сигарет и пива будет легальной, нелегко из-за большого числа ограничений. «Нам не подходят предложения торговой площади в жилых домах, в стометровых зонах от детского сада и школы, от автобусной остановки и т.д.», – поясняет г-жа Новикова.
Некоторые предприниматели попробуют оставить на плаву свои ларьки, сделав упор на торговлю другими товарами, – именно такой совет дает бизнесменам Минздрав. Ларечники при этом признают, что выжить на одной минералке будет непросто. «Мы у себя проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что из 15 ларьков пять придется закрыть, если не удастся договориться о снижении ставок аренды, на что мы мало рассчитываем, – отмечает бизнесмен Алексей Коровкин. – У нас останется водичка, шоколадные батончики и прочий товар, который есть и сейчас, но с запретом торговли сигарет мы потеряем не менее 50% доходов».
Исключение малого бизнеса из торговли сигаретами идет вразрез с тенденцией, наблюдающейся во многих европейских странах, где государство вводит ограничения и запреты на торговлю табаком в крупных торговых сетях. На сайте tabaccontrollaws.org РБК daily ознакомилась с целым рядом действующих в ЕС законов, регулирующих розничную торговлю сигаретами. Так, в Испании продажа сигарет разрешена только в специализированных табачных аутлетах. Предприятия общепита имеют право купить лицензию на установку вендинговых машин по продаже сигарет. В 2011 году король Хуан Карлос подписал поправки, разрешив торговлю сигаретами в магазинах шаговой доступности.
Французский закон устанавливает, что продажей табачных изделий могут заниматься исключительно индивидуальные предприниматели, которые должны заключить трехлетний контракт с коммуной. При этом предприниматель не может иметь в собственности более одной табачной торговой точки. В Италии розничная продажа сигарет целиком отдана владельцам ларьков, которые при этом обязаны продавать также марки и проездные билеты на общественный транспорт. В Греции сигареты продаются в специализированных магазинах, их количество и расположение определяются районными властями, которые ориентируются на количество жителей в конкретном районе.
Денис Пузырев, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?