Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Малый бизнес готов к импортозамещению
Разбивают огород
Действующее сейчас эмбарго на некоторые зарубежные товары на продуктовом рынке существенно уменьшило конкуренцию.
Российские малые компании готовы заменить импортные бренды на рынке. Об этом свидетельствуют результаты опроса малого и среднего бизнеса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) при поддержке Аналитического центра МСП Банка.
Примерно у 71% компаний объемы выпуска и реализации продуктов и услуг во втором полугодии прошлого года не увеличились, у многих из них даже уменьшились. Несмотря на это, предприниматели выражают готовность к импортозамещению.
Основной причиной отказа от инвестиционных планов стал экономический кризис, сопровождающийся низкой доступностью финансирования. Увеличить выпуск продукции смогли 29% представителей малого и среднего бизнеса. При этом чем моложе компания, тем вероятнее прогнозируется прирост. Так, среди предприятий, образованных в 2001 году и позже, объемы выпуска и реализации продукции или услуг увеличили 31%, среди стартовавших в 1991-2000-е годы таких набралось 25%, а среди открывшихся до 1991 года – 18%. Этих результатов они достигли преимущественно благодаря вложению средств в развитие и расширение спектра товаров и услуг, хорошей клиентской базе, а также за счет качественного выполнения своей работы.
Отрицательные финансовые показатели, с которыми большинство компаний завершили 2014 год, не помешали предпринимателям строить положительные прогнозы в части импортозамещения. Около 24% опрошенных уверены в том, что их продукция и услуги смогут заместить на внутреннем рынке заграничные аналоги. Еще 11% лишь предполагают такую возможность. В свою очередь, 29% участников исследования, напротив, признались, что их компания составить конкуренцию импорту не в состоянии.
Малый и средний бизнес может иметь преимущества в отраслях, связанных с пищевыми продуктами: сельское хозяйство, садоводство, растениеводство, рыболовство
Готовых конкурировать с зарубежными брендами больше среди малых компаний, нежели средних: 37% против 32%. С одной стороны, это частично связано с присущей малым предприятиям гибкостью, которая позволяет им быстрее адаптироваться к потребностям рынка и направлять свои силы на выпуск новой продукции. С другой стороны, оптимизм может объясняться недостаточной информированностью о конкурентоспособности своей компании.
«Оценка собственных возможностей в импортозамещении выше среди предпринимателей Центрального и Приволжского федеральных округов. Причем доля предпринимателей, уверенных в этом, выше в секторе сельского хозяйства – 90% представителей малого и среднего бизнеса, работающих в этой отрасли, отмечают, что могут сегодня заместить импортные аналоги. Сложившаяся ситуация объясняется в первую очередь ослаблением конкуренции и появлением новых ниш на рынке для отечественных производителей в результате сокращения поставок от крупных иностранных игроков под влиянием санкций, – объяснила руководитель направления корпоративных исследований НАФИ Ольга Стасевич. – Кроме того, в Приволжском федеральном округе подобная оценка собственного потенциала может быть связана с возможностями малого и среднего бизнеса встраиваться в логистические цепочки крупных заводов и производителей, в то время как в Центральном ФО этот показатель объясняется большей адаптивностью предпринимателей к изменениям рыночной конъюнктуры».
В целом по результатам исследования можно сделать вывод, что довольно большое количество предпринимателей сохраняют оптимистичный настрой по поводу их будущего и возможного импортозамещения, несмотря на происходящие в стране события. «Это значит, что бизнес видит перспективы к росту. Если они реально оценивают ситуацию и свои возможности, то в будущем можно ждать хороших результатов в плане импортозамещения, – считает директор по маркетингу аутсорсинговой компании «Интеркомп» Сергей Тихонов. – Зачастую предприятиям малого бизнеса проще подстроиться под перемены и внести изменения в свой рабочий процесс, чем крупному и даже среднему бизнесу. В этом плане малый бизнес более маневренный: быстрее можно начать выпуск новой продукции, ему требуется меньше вложений, чем среднему бизнесу, переориентация малого бизнеса менее затратна, чем среднего, конкуренция не такая жесткая; больше возможностей уменьшить налоги и тому подобное. Малый и средний бизнес может иметь преимущества в отраслях, связанных с пищевыми продуктами: сельское хозяйство, садоводство, растениеводство, рыболовство. Это обусловлено действующим сейчас эмбарго на некоторые зарубежные товары, поскольку на российском продуктовом рынке это создало свободные ниши и существенно уменьшило конкуренцию».
По мнению директора по развитию QB Finance Маргариты Горшеневой, скорее всего, предприниматели оценивают свои ожидания так, как им хотелось бы, чтобы функционировал их бизнес: «Действительно, выпустить аналог сельскохозяйственной продукции несложно – все-таки аграрные технологии не так сложны и дороги, как, например, микроэлектроника. Поэтому именно сельское хозяйство – источник импортозамещения. С автомобильной промышленностью намного хуже, по бытовой электронике мы вообще не можем обойтись без импорта. Малый бизнес чувствует себя увереннее по той причине, что он гибкий, плюс производит товары или услуги первой необходимости, для которых легко найти аналоги. Нужно понимать, что технологическое отставание от западных стран – это не только отсутствие технологий, это еще и отсутствие традиций качественного производства, традиций менеджмента».
«Малые предприятия готовы не к импортозамещению, а скорее к увеличению собственного производства с дальнейшим извлечением прибыли. Очевидно, что сейчас на рынке снижается конкуренция, освобождаются новые ниши, которые могут заполнить отечественные малые производители. Обычно для кризиса характерно повышение конкуренции. Но из-за ограничения импортной продукции на российском рынке ослабела конкуренция. Кроме того, из-за этого снизились и требования к качеству товаров со стороны потребителей. И многие недобросовестные компании могут этим воспользоваться. А качество – это все же рыночная категория. Государство не сможет ее контролировать в условиях снижения конкуренции», – отметил первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Владислав Корочкин.
Компании малого и среднего бизнеса легкие на подъем, поэтому их ожидания относительно эффективности работы программы импортозамещения выше. «В условиях доступного кредитования и низких процентных ставок компании МСБ действительно способны показать впечатляющие результаты и нарастить производство, чтобы закрыть недостаток товаров иностранного происхождения, – подтвердила аналитик Анна Бодрова. – Другое дело, что в 2015 году банки почти не выдают небольшим компаниям кредиты на развитие и инвестиции. Даже если МСБ и удается взять такой кредит, ставка по нему составляет от 18 до 24% годовых, в зависимости от срока кредитования. Самые доступные сферы для работы МСБ – производство продуктов питания, самый уязвимый сектор – строительство. Сами же результаты исследования выглядят чересчур оптимистичными, потому что любому бизнесу для расширения производства нужны спрос и дешевые заемные деньги. Со вторым параметром у нас явные проблемы».
Фото: Саид Царнаев/РИА Новости
Инфографика «РГ»: Мария Пахмутова/Юлия Воронина
Юлия Воронина, «Российская Бизнес-газета»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.