Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Маленькие магазины Москвы становятся объектом интереса рейдеров
Владельцы маленьких магазинов и ресторанов в столице паникуют. На них обратили внимание рейдеры, чуть не оставшиеся без работы после скупки всех доступных крупных объектов. У малого бизнеса почти нет шансов выдержать рейдерскую атаку, предупреждают юристы. Часто единственный шанс для предпринимателей — сдаться на милость антирейдеров, которые защитят от захватчиков и заплатят за недвижимость хоть какие-то деньги.
В начале мая Надиря Махмутова, гендиректор и совладелец галантерейного магазина на Комсомольском проспекте, 49, с удивлением узнала из письма инспекции ФНС, что магазин ей больше не принадлежит. Дама еще в конце 90-х гг. стала владельцем 40% — самой крупной доли ООО “Галантерея”, на балансе которого находилось это помещение площадью 1000 кв. м. Остальные доли принадлежали сотрудникам. Налоговики же сообщали Махмутовой, что она скупила у трудового коллектива 46,77% долей и продала получившиеся 86,77% некому Сергею Матюгину, который перепродал “Галантерею” Роману Трифоненкову. Махмутова, уверяющая, что доли не покупала и не продавала, обратилась в арбитражный суд с исками к ФНС и “Галантерее” о признании недействительными изменений в документах компании. Информация об исках есть на сайте московского арбитража. Еще предприниматель написала жалобы в Управление экономической безопасности Москвы, налоговую и регистрационную службы, мэру Юрию Лужкову и президенту Владимиру Путину. В результате отделение внутренних дел ЦАО в конце мая возбудило уголовное дело по статье “Мошенничество” в отношении неустановленных лиц. Предприниматель уверяет, что впервые увидела указанных в письме ФНС контрагентов на очной ставке, а они заявили, что проводили сделки именно с ней. В ОВД и ФНС от комментариев отказались, а с Матюгиным и Трифоненковым связаться не удалось. По новому юридическому адресу “Галантереи”: ул. Щепкина, 25/20, находится Единая риэлторская компания, сотрудник которой подтвердил, что Трифоненков занимается магазином на Комсомольском, но посоветовал перезвонить ему в четверг. Магазин находится в хорошем месте и поэтому его постоянно предлагали продать или сдать в аренду, вспоминает Махмутова. Директор департамента консалтинга и исследований компании “Миэль — Коммерческая недвижимость” Айдар Галеев оценивает его примерно в $8 млн.
“Физического” захвата “Галантереи” еще не было: Махмутова закрыла магазин на ремонт и наняла ЧОП для охраны. Однако шансов вернуть контроль над недвижимостью у нее мало, даже доказав криминальный характер первой сделки, предупреждает юрист компании “ЮрВелес” Захар Полежаев. Участники цепочки перепродаж считаются добросовестными приобретателями и доказать, что они знали о незаконности сделок, практически невозможно, объясняет он. Похожих историй сейчас в Москве много. Только в июле два владельца небольших магазинов в столице жаловались “Ведомостям”, что рейдерство стало для них и их знакомых серьезной проблемой.
Внимание маленьким
В 2005 г. в России началось 25 конфликтов за активы дороже $5 млн, а в январе — апреле 2007 г. — только два, свидетельствуют данные журнала “Слияния и поглощения”. “Число больших конфликтов снижается третий год подряд: крупный бизнес научился защищаться, а государство — бороться с рейдерством”, — считает главный редактор журнала Антон Смирнов. Например, в июле Генпрокуратура РФ обвинила 76 человек в незаконном захвате 30 предприятий Санкт-Петербурга. Компании, которые часто упоминались в контексте рейдерства, предпочли переквалифицироваться в инвесторов. “Росбилдинг”, которого московские предприниматели считают автором самых крупных недружественных поглощений, с прошлого февраля называется инвесткомпанией и заявляет, что занимается антикризисным менеджментом.
Но его предыдущие успехи и рентабельность в 1000% годовых привлекли к рейдерству несколько десятков мелких компаний. Им по силам атаковать только небольшие фирмы, владеющие недвижимостью в Москве. Малым предприятиям не повезло в том, что помещения под магазины площадью от 300 до 1000 кв. м сейчас пользуются наибольшим спросом у сетевых компаний, отчего их цена выросла на 60-80% по сравнению с I кварталом 2006 г., подсчитал Айдар Галеев. По его словам, средняя стоимость коммерческой недвижимости на первых этажах домов достигла $5300 за 1 кв. м, а в центре рядом с метро доходит до $20 000. В Москве, по данным БТИ, зарегистрировано более 5000 магазинов и 700 кафе. Как минимум половина из них пока не входят в сети, предполагают риэлторы. А значит, могут быть атакованы рейдерами.
Новое слово для старого бизнеса
Рейдеров уже так много, что у них есть площадка для общения в Интернете — сайт Zahvat.ru. Участники форума на этом ресурсе советуют начинать атаку на понравившееся предприятие с проверок пожарников, СЭС, торговой и налоговой инспекций и жалоб потребителей.. Цель этой работы — закрыть магазин хотя бы на неделю, что будет для него сильным ударом, объясняет участник под ником Navigator. Другой рейдер предлагает изучить родственные отношения предпринимателя и приобрети доли у склочных родственников. После 2-3 месяцев интенсивных “наездов” появится рейдер в образе белого рыцаря и предложит выкупить у предпринимателя проблемный актив с дисконтом до 70% от рыночной стоимости. Если ничего не получится, давление возобновится, объясняют рейдеры.
Самой лакомой добычей для них становится компания, нарушившая права миноритариев в ходе приватизации и консолидации акций, признается Олег Чикирев, продающий через Zahvat.ru за $750 000 магазин в Москве площадью 300 кв. м. Он называет себя Робин Гудом, возвращающим труженикам деньги, отнятые у них директорами. Например, бывший гендиректор продающегося магазина в 1997 г. переписала на себя доли работников, составлявшие 75%, не выплатив их стоимость, утверждает Чикирев. По его словам, так же поступило руководство других 24 магазинов, которыми он интересовался, и только в одном директор выкупил у работников доли. Все нарушители рискуют лишиться своей недвижимости, утверждает предприниматель. И рассказывает, что будет действовать по отработанной схеме: разыскивать всех бывших участников ООО, заключать с ними договор о намерении выкупа доли, через суд восстанавливать их в правах. Чикирев утверждает, что долю каждого пенсионера в продающемся магазине он выкупил за $35 000. По его словам, затраты на захват магазина с минимальными нарушениями закона (доступ к архиву регистрационных документов компании) составляют $250 000. От готовящейся сделки он рассчитывает получить прибыль в $500 000, но в некоторых случаях рентабельность рейдерства доходит сейчас до 400% годовых.
Готовь защиту до захвата
“Если к вам пришел "новый собственник" в сопровождении судебного пристава и участкового, шансов вернуть бизнес один на миллион”, — предупреждал адвокат Павел Астахов участников своего мастер-класса “Противодействие рейдерским захватам”, прошедшего в начале июля. И призывал подумать о защите заранее. Она заключается в ежегодном аудите компании на “рейдеропригодность”, выявляющем уязвимые места. Ими становятся распыленность долей, внутренние конфликты в компании и низкая зарплата топ-менеджеров. Опасность представляет даже незарегистрированный товарный знак — рейдеры могут зарегистрировать его на себя и запретить использовать, что может привести к остановке предприятия, пугает Астахов.
Кроме того, компании следует ежемесячно запрашивать налоговую инспекцию об изменениях в своих регистрационных документах. Еще лучше, по мнению адвоката, завести знакомство с налоговым инспектором, который заранее сообщал бы обо всех попытках изменить состав участников ООО. Чикирев тоже считает “мониторинг налоговой” самым эффективным методом превентивной защиты.
Предпринимателям следует интересоваться и информацией о том, кто запрашивал данные об их недвижимости в Федеральной регистрационной службе и Федеральном кадастре объектов недвижимости. Если в службы поступали запросы от неизвестных лиц, это сигнал о рейдерской атаке. О том же говорит увеличение количества сделок с мелкими пакетами компании, неожиданный интерес к ее текущей деятельности со стороны миноритариев и, конечно же, неожиданные проверки контролирующих органов. Астахов вспоминает, как в одном из крупных московских ресторанов прошли друг за другом 24 проверки — от пожарных до ДЕЗ. По признанию адвоката, отбиться от рейдера удалось, лишь обратившись напрямую к членам правительства Москвы. У большинства мелких предпринимателей таких связей нет. Им в случае захвата остается одно — “кричать как можно громче”, считает Астахов. Коррумпированные чиновники и сотрудники правоохранительных органов, без поддержки которых нельзя провести захват, не любят лишнего шума, объясняет он. И советует обращаться сразу во все структуры, занимающиеся борьбой с экономическими преступлениями. Правда, сам он признается, что срабатывает это крайне редко.
Рейдер в помощь
Иногда отразить рейдерскую атаку могут конкурирующие рейдеры, за хороший гонорар. Астахов рассказывает, что один из его клиентов додумался взять его у самого рейдера. Владелец помещения стоимостью $7 млн переоформил его на захватчика за $1 млн. Потом на $500 000 нанял антирейдера, сумевшего опротестовать сделку и вернуть недвижимость прежнему владельцу. Но к услугам антирейдеров прибегать надо только в крайних случаях. Под их маской могут оказаться не профессиональные юристы, а захватчики, которые под видом защитников изучают ситуацию изнутри и самостоятельно захватывают предприятие, предупреждает Астахов. По словам Смирнова, в антирейдеры подалось очень много ставших безработными рейдеров. Но доверять им не стоит, считает главный редактор “Слияний и поглощений”, рекомендуя обращаться к проверенным юристам.
Смета рейдера
По данным журнала “Слияния и поглощения”, московские рейдеры заказывают налоговую проверку на предприятии за $4000, изменение записей в ЕГРЮЛ — от $10 000, копию договора купли-продажи из регпалаты — $30 000, постановление суда об аресте имущества — $30 000, возбуждение уголовного дела в МВД — $30 000 и силовой захват офиса — за $10 000-30 000.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?