Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«МАКС Моторс» и Ford расторгли дилерский договор
C 1 октября расторгнут дилерский договор между группой компаний «МАКС Моторс» и дистрибьютором Ford в России
Напомним, что авторитейлер являлся официальным дилером американской марки с 2012 года, однако летом текущего года принял решение о сворачивании продаж и переходе в режим работы авторизованного сервисного центра. Сам дистрибьютор придерживается другой трактовки событий, считая, что «МАКС Моторс» дезинформирует и искажает факты.
Информацию о расторжении дилерского договора с Ford «КС» подтвердил заместитель генерального директора ГК «МАКС Моторс» Павел Дьяков, а также дистрибьютор Ford в России.
ГК «МАКС Моторс» является самым крупным авторитейлером Сибири по портфелю представляемых брендов. На сегодня это Jaguar, Land Rover, Audi, Mazda, Subaru, Mitsubishi, Renault, Volkswagen, Jeep, УАЗ, АвтоВАЗ, «Русские автобусы» в Новосибирске, Mazda и Mitsubishi в Омске, Renault и АвтоВАЗ в Белово. Несмотря на то, что большинство участников рынка взяли курс на сокращение портфеля, ГК «МАКС Моторс» стратегически не отказывалась от представляемых брендов и старалась сохранить их в портфеле. Тем не менее, летом текущего года «МАКС Моторс» была вынуждена прекратить продажи автомобилей Skoda и расторгнуть дилерский договор с FIAT Professional. Кроме того, дилер принял решение прекратить продажи Ford и перейти в формат работы авторизованного сервисного центра по этой марке. Это было связано со значительным падением объемов реализации автомобилей бренда в Новосибирске. По данным АЕБ, в 1 полугодии 2015 года в городе было реализовано 36 автомобилей Ford, хотя годом ранее ─ 240, а двумя годами ранее ─ 454.
Изначально «МАКС Моторс» не планировала полностью отказываться от дилерства Ford, намереваясь сохранить гарантийное и сервисное обслуживание автомобилей марки. Но, по словам Павла Дьякова, клиенты были вынуждены длительное время ждать поступления запчастей и осуществления гарантийного ремонта своих автомобилей, что привело к возврату части автомобилей. Такая ситуация не могла устраивать дилера, вынужденного отвлекать на разрешение этих вопросов свои ресурсы в условиях кризиса на авторынке. В связи с этими обстоятельствами «МАКС Моторс» принял решение о расторжении дилерского договора.
Сам Ford придерживается другой трактовки событий, заверяя, что их теперь уже бывший партнер «дезинформирует и искажает факты». «Дилерский договор был расторгнут по нашей инициативе, то есть со стороны Ford Sollers (дистрибьютор Ford в России), с 1 октября 2015 года ─ пояснила «КС» PR-менеджер Ford в России Екатерина Комарова. ─ Более того, ГК «МАКС Моторс» не имела права оперировать, как авторизованный сервисный партнер. Мы им не давали такого статуса. Дилерский договор полностью расторгнут».
Источник «КС» в дистрибьюторе марки утверждает, что ГК «МАКС Моторс» сама шла к закрытию подразделения Ford, тем более в условиях проводимого в Новосибирске тендера на второе дилерство по бренду. «В такой ситуации ГК «МАКС Моторс» могла продолжать оказывать платное сервисное обслуживание автомобилей Ford, но в такой ситуации была отнюдь не заинтересована в осуществлении гарантийного обслуживания автомобилей марки», ─ считает источник в дистрибьюторе Ford.
«На мой взгляд, разрешение вопросов, связанных с гарантийными возмещениями, в немалой степени зависит от личных отношений дилера с дистрибьютором. Если они нарушены, то в текущих непростых условиях вести совместный бизнес становится сложно. Дилер в силу объективных причин, связанных с рынком, формально может не исполнять те или иные условия, закрепленные в договоре, вследствие чего дистрибьютор опять же формально может принять решение сократить отгрузки запчастей. Именно так, судя по тому, что говорит дистрибьютор, и могло произойти в рассматриваемом случае. Но это не означает, что так обстоит ситуация у всех. Посмотрите ситуацию у других дилеров Ford в Сибири ─ там не у всех все плачевно», ─ подчеркивает один из сибирских официальных дилеров марки на условиях анонимности.
И действительно, после решения «МАКС Моторс» о сворачивании продаж Ford дистрибьютор нашел в городе нового партнера. На текущий момент утвержденным кандидатом в официальные дилеры Ford в Новосибирске является группа автодилерских предприятий Игоря Кошкина, ─ бывшего директора одного из предприятий ГК «МАКС Моторс». Автодилер начал свою работу с маркой осенью текущего года, запустив салон на улице Богдана Хмельницкого и начав осуществлять сервисное обслуживание автомобилей марки. Одновременно с Новосибирском новый официальный дилер Ford запустился в Томске ─ им стал автоцентр «Сто Коней». Кроме того, в настоящее время Ford осуществляет поиск дилера в Омске.
Также дилеры обращают внимание на возможные кадровые предпосылки сложившейся ситуации. «ГК «МАКС Моторс» очень хорошо стартовала с Ford несколько лет назад, построила полнофункциональный салон, в короткие сроки стала одним из лучших дилеров марки в России. Однако позже у подразделения сменилась команда, ушел управляющий подразделением Алексей Басаев, а потом еще усугубилась и ситуация на авторынке. В итоге дилер пришел к ситуации сегодняшнего дня», ─ дает оценку ситуации топ-менеджер одного из новосибирских дилеров на условиях анонимности.
Часть участников рынка напротив, считает, что сложившаяся ситуация может служить еще одним индикатором того, что дистрибьютор Ford становится наименее привлекательным для региональных дилеров, а крупные и сильные игроки рынка, имеющие возможность выбора, отказываются от этого бренда. Стоит отметить, что несколько лет назад сибирские дилеры действительно предъявляли претензии к Ford, упрекая дистрибьютора в том, что в своей региональной политике он не учитывает интересы региональных партнеров и особенности локального рынка. Свидетельством этого было то, что на тот момент Ford потерял дилеров в Омске («Евразия Моторс»), Новосибирске («СЛК-Моторс») и Томске («ММР-Авто»). Еще ранее ─ в 2009-2010 годах марка также лишилась одновременно двух партнеров в Омске («Стайер», «Сибпромммаркет») и одного в Новосибирске («Автолэнд-Сибирь»). Однако в этом году в интервью «КС» вице-президент ассоциации «Российские автодилеры» Олег Мосеев пояснял, что ситуация с Ford изменилась, а катализатором ее изменений стали в том числе и изменения в дистрибьюторе. «Раньше дилеры активно сетовали на ценовую политику в отношении модели Focus и отсутствие драйверов роста в нижнем ценовом сегменте. Теперь модель Focus стали реализовывать по скорректированной цене, за счет чего продажи значительно оживились. На мой взгляд, стратегическая задача Ford по возвращению себе в течение трех лет доли рынка, которая была в 2007 году, – абсолютно реальная задача. Но это при условии адекватности ценовой политики», ─ отмечал в июне 2015 года Олег Мосеев.
Александр Месаркишвили, «Континент Сибирь»
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.