Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Магнит» вышел за рамки
Сеть нарушила порог доминирования в 25% в Ульяновской области
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выявила первый случай превышения допустимого законом «О торговле» порога доминирования в 25% в рамках муниципалитета. Доминирующим в Ульяновской области оказался второй по величине российский продуктовый ритейлер «Магнит», который управляет здесь всего лишь пятью магазинами из более чем 5 тыс. своих розничных точек.
Как следует из доклада ФАС, подготовленного к рабочей группе по вопросам развития торговой деятельности под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, в первом полугодии 2012 года краснодарский ритейлер «Магнит» превысил допустимый законом «О торговле» порог доминирования в 25% в Ивановской области. Источник в «Магните» пояснил “Ъ”, что в докладе опечатка: речь идет об одном из муниципалитетов Ульяновской области, где у компании работает пять магазинов. Служба заметила превышение «пару месяцев назад», рассказал собеседник: на тот момент у «Магнита» уже работало пять магазинов в рамках муниципального района, открытие последнего, по мнению ФАС, привело к превышению лимита в 25%.
Региональное отделение УФАС уже предъявило требование в Арбитражный суд о применении последствий недействительности указанной сделки. Замглавы управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Екатерина Урюкина уточнила, что иск к «Магниту» пока не принят судом к рассмотрению. «Пока Арбитражный суд не прореагирует на происходящее, магазин продолжит работу»,– сказал “Ъ” топ-менеджер «Магнита». От официальных комментариев в сети отказались.
«Магнит» насчитывает более 5,2 тыс. магазинов. Выручка в 2011 году – $11,4 млрд. По данным Х5 Retail Group, доля «Магнита» на рынке – 4,2%, у самой Х5 – 5,7%. Крупнейшим акционером является гендиректор Сергей Галицкий, которому напрямую принадлежит 38,6% компании. Капитализация на Лондонской бирже вчера – $15,8 млрд.
Закон «Об основах регулирования торговой деятельности» вступил в силу 1 февраля 2010 года. Содержащаяся в нем статья 14 ограничила ритейлеров приобретать и арендовать торговую площадь, если доля сети превышает 25% объема реализованных товаров в денежном выражении за прошлый год. Ограничение действует в границах субъектов федерации, городов федерального значения, муниципальных районов и городских округов. Все сделки, нарушающие эту статью, признаются ничтожными, а требование о применении последствий за подобные действия может быть предъявлено в суд, сказано в законе.
Ритейлеры критиковали норму еще до принятия закона, хотя на тот момент ее превышение было зафиксировано только однажды: в 2009 году Х5 заняла 30,9% на рынке Санкт-Петербурга. Владелец «Магнита» Сергей Галицкий и вовсе называл ее «запретом на профессию». За два года позиция участников рынка не изменилась. Глава Ассоциации компаний розничной торговли и президент «Дикси» Илья Якубсон считает норму по-прежнему дискуссионной. «Для больших городов и населенных пунктов она может быть актуальной, но в местах, где проживают от 100 тыс. человек и меньше, ограничение должно быть хотя бы 35%»,– говорит он. Надо учитывать и тот факт, что методика расчета объема рынка Росстата далека от совершенства, указывает он.
По регионам в целом данные Росстата занижены на 10–30%, а в некоторых муниципальных районах и городских округах различия были в два и более раз, согласен глава «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров, проводивший собственные подсчеты. Фактически порог доминирования для торговых сетей составляет 15–22%, говорит он. В частности, по оценкам Infoline, оборот розничной торговли Ульяновской области в 2011 году составил 115,4 млрд. руб., продажи продовольственных товаров – не менее 57 млрд руб. У Росстата другая оценка – 51,9 млрд руб.
Если ФАС докажет доминирование «Магнита» в Ульяновской области, то сможет отменить сделку по аренде «лишнего» магазина и добиться его закрытия, говорит старший юрист Goltsblat BLP Николай Вознесенский.
Евгения Перцева, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?