Декоративное изображение
3 718

Поделиться

"Магнит" потянуло вслед за "Европой"

Как стало известно „Ъ“, управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Курской области констатировало, что доля ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит») в обороте продовольственных товаров на рынках семи муниципалитетов региона превышает 25%. В ЗАО «Тандер», для которого такой вывод ведомства грозит ограничением в открытии новых магазинов в области, ситуацию не комментируют. Ранее по такой же причине предписание УФАС о запрете на развитие в Курчатове получила курская группа «Промресурс». Аналитики отмечают, что «Магнит» охотно осуществляет экспансию в небольшие города и районы, где «порог доминирования» на рынке из-за их небольшого товарооборота превысить достаточно легко. Вчера в УФАС по Курской области подтвердили „Ъ“, что сейчас рассматривается вопрос о возбуждении дела в отношении торговой сети «Магнит» (ЗАО «Тандер»). По данным ведомства, за 2010 год доля сети превысила 25% от всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении в семи муниципальных образованиях области: в городе Щигры, а также в Дмитриевском, Курчатовском, Октябрьском, Поныровском, Пристенском и Советском районах. В ведомстве ссылаются на федеральный закон «О торговле», ограничивающий ритейлеров в развитии сетей и устанавливающий запрет на дальнейшее расширение на локальном рынке в случае, если доля компании в обороте продовольственных товаров на нем превышает 25%. В УФАС пояснили, что «Тандеру» может быть выдано предписание, в котором ему будет запрещено в дальнейшем расширять свою торговую сеть: компании нельзя будет арендовать, покупать, строить новые торговые объекты в пределах конкретного муниципального образования. Олег Гончаров, директор департамента по работе с инвесторами сети «Магнит», уточнил вчера „Ъ“, что у ритейлера в Курской области около 50 магазинов. Комментировать данные УФАС он вчера не стал, объяснив это «эмоциональным отношением к ситуации». Он добавил, что для «Магнита» «ситуация на нескольких локальных рынках в любом случае проблемы не создаст». Напомним, что в мае группа компаний «Промресурс» (сеть магазинов «Европа») Николая Полторацкого получила от антимонопольщиков Курской области предписание о запрете на расширение сети в Курчатове, втором по значимости городе региона. Примечательно, что в Курчатове работает только одна «Европа». Всего в сеть входят более 30 торговых центров в Черноземье, из них около половины – в Курскской области. Стоит отметить, что Курская область – пока единственный регион Черноземья, где ФАС выявила превышения у ритейлеров максимально допустимой доли на локальных рынках. Аналитик «Финам Менеджмента» Максим Клягин отмечает, что прецеденты превышения торговыми сетями так называемого «порога доминирования» характерны для небольших локальных рынков, которые отличаются сравнительно невысоким объемом розничного товарооборота в продовольственном сегменте. «Так, согласно данным Росстата, розничные продажи продуктов питания в Курчатове в 2010 году составили около 1,66 млрд руб. Вполне вероятно, что при таком уровне товарооборота крупные игроки рынка по мере расширения бизнеса могут легко консолидировать значительную долю локального рынка и приблизиться к установленным законом границам доминирования или даже превысить их», – поясняет эксперт. Андрей Прохоров, директор курского консалтингового агентства Dream Estate, согласен, что в небольших муниципалитетах долю в 25% превысить довольно легко. По его словам, «Магнит» охотно идет в районы, где его «фирменный» формат «магазина у дома» более чем востребован, тогда как другие сети предпочитают базироваться в Курске и крупных районных центрах. Стоит также отметить, что в регионе один из самых высоких показателей в Черноземье по обеспеченности населения торговыми площадями – порядка 650 кв. м на тысячу человек. В регионе начинали свое развитие наиболее сильные ритейлеры Черноземья – «ГриНН» Николая Грешилова и «Промресурс» Николая Полторацкого. По мнению аналитиков, такая насыщенность рынка является одной из причин того, что сети выходят в отдельных муниципалитетах за порог доминирования. Коммерсантъ  Ольга Демьянко

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами