Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Магазины зафиксировали резкое падение продаж
Магазины, в которых еще совсем недавно стояли очереди, опустели, и их владельцы не скрывают пессимизма. В новогодние каникулы россияне тратили деньги с гораздо меньшим энтузиазмом, чем раньше, говорят ретейлеры, торгующие бытовой техникой и одеждой
Декабрьский вклад
Сеть «М.Видео» в пятницу, 16 января, сообщила о беспрецедентном росте продаж в четвертом квартале 2014 года: выручка увеличилась в сравнении с октябрем–декабрем 2013-го на 52%, до 83 млрд руб., хотя кварталом ранее ретейлер говорил о стагнации продаж. Только сопоставимая выручка (в одних и тех же магазинах) подскочила на 43%. Продажи за один декабрь выросли год к году на 73%, до 43 млрд руб.
Сама компания объясняет такой рост «аномально высоким спросом на бытовую электронику, обусловленным изменением валютного курса». Официальный курс доллара, устанавливаемый ЦБ, за год увеличился на 72,3% – с 32,7 до 56,3 руб., при этом быстрее всего рубль падал именно в декабре. Спасая обесценивающиеся рублевые сбережения, покупатели сметали товары с полок. Благодаря потребительскому ажиотажу последних месяцев года, выручка «М.Видео» по итогам всего 2014 года увеличилась на 19%, до 208 млрд руб., сопоставимые продажи выросли на 12%.
Декабрьские продажи гендиректор компании «Техносила» Илья Тимченко также называет «ненормальными». По его словам, реализация товаров с октября по декабрь компенсировала отрицательные результаты первого полугодия, и в целом по 2014 году выручка «Техносилы» выросла на 4%, до 27,5 млрд руб. «В декабре в сравнении с концом 2013 года рост продаж составил 42%. По отдельным товарным категориям был двукратный рост», – говорит Тимченко. Средний чек компании в этот период вырос до 6,5 тыс. руб. по сравнению со стандартными 4,5 тыс. руб.
Продажи электроники сделали большой вклад и в декабрьскую выручку интернет-ретейлера Ozon. Дорогие телевизоры, акустические системы и смартфоны обеспечили невиданный даже для декабря рост продаж, рассказал заместитель гендиректора Ozon Дэнни Перекальски: в последнем месяце, по его словам, было три пиковых дня – 16, 17 и 18 декабря, когда ежедневно реализация увеличивалась к предыдущему дню более чем на 100% – как по количеству заказов, так и по обороту. Размер выручки Ozon не раскрывает.
Онлайн-магазин «Юлмарт» также сообщил, что абсолютный рекорд по суточной выручке был установлен 17 декабря, то есть на следующий день после так называемого «черного вторника» (если в понедельник, 15 декабря, курс доллара от ЦБ составлял 58,3 руб., то уже в среду, 17-го – 67,8 руб., или на 16% больше): паникующие клиенты совершили покупки на общую сумму свыше 400 млн руб.
Но потребительская лихорадка в секторе электроники и бытовой техники прекратилась с боем курантов, говорят ретейлеры, в новогодние каникулы россияне с гораздо меньшим энтузиазмом тратили деньги. Тимченко из «Техносилы» сообщил, что начало года подтвердило самые негативные прогнозы – ситуация оказалась существенно хуже, чем ожидал менеджмент: «В целом по сети в первые две недели 2015-го падение продаж составило более 15%».
Основной владелец «М.Видео» Александр Тынкован уже озвучивал пессимистичный прогноз – из-за ситуации на рынке компания ожидает замедления роста чистой прибыли.
Осторожность в покупках
Одежные и обувные ретейлеры рассказывают, что декабрь им не помог: начавшееся осенью падение выручки продолжилось зимой. «Потребитель перестал интересоваться одеждой, – сетует гендиректор российской одежной сети Today (раньше – «Вещь!») Александр Трындин. – Осень, зима, предновогодние продажи, новогодние – все было в минусах относительно прошлого года».
По словам Трындина, с середины лета выручка сети упала примерно на 30–35%. При этом средний чек остался тем же, но посетителей стало меньше. «Спад покупательской активности очевиден, – считает Трындин. – Из 100 человек 30–35 вовсе перестали ходить по магазинам».
Гендиректор сети магазинов женского белья «Милабель» (ранее работала под брендом «Милавица») Алексей Прагер рассказал, что декабрь стал для компании самым неудачным месяцем: если по году рост выручки составил 5%, то в декабре она снизилась на 6%. В период новогодних праздников выручка «Милабели» осталась на уровне прошлого года, однако, как отмечает Прагер, это произошло за счет роста цены. «Почти вся наша продукция – импортная, поэтому в декабре мы были вынуждены поднять цены в среднем на 7,7%. Скоро начнем получать новые коллекции, и цена на них вырастет примерно на 20%», – объясняет он.
Обувь россияне раскупают так же неохотно, как и одежду: вице-президент и совладелец сети обувных магазинов «Эконика» Сергей Саркисов отметил, что в декабре продажи компании по России снизились на 5%, в праздники – и вовсе на 13%. Представитель одной из обувных компаний экономкласса, попросивший об анонимности, говорит о падении выручки в новогодние каникулы на 15–20% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го.
Россияне ищут товары со значительной скидкой, подчеркивает гендиректор интернет-магазина KupiVIP.ru (предлагает одежду, обувь и аксессуары со скидками 70–85%) Владимир Холязников: процент реактивации клиентов, совершавших покупки на сайте в 2013 году, увеличился более чем на 50%. «Это значит, что люди, совершавшие покупки в прошлом, на время перестали пользоваться площадкой, а затем снова вернулись», – объясняет он.
Торговые центры не подтверждают, что россияне стали реже заглядывать в магазины: представитель торгово-развлекательного комплекса «Афимолл Сити» говорит об увеличение покупательского трафика в декабре на 15% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, в новогодние праздники – на 20%. В RD Group говорят о приросте в 2% в галереях «Времена года» в декабре, по январю компания пока не собирала статистику. Тем не менее в «Эконике» трафик во время январских каникул снизился на 18% к прошлогоднему, а в «Милабели» – на 25%. Возможно, дело в том, что люди стали ходить за покупками более целенаправленно, комментирует Саркисов: «Те, у кого нет денег, по торговым центрам вообще не ходят. Людей стало меньше, но целевых покупок – больше».
«Посетитель старается не ходить туда, где его будут искушать, – добавляет вице-президент по торговой недвижимости группы БИН Александр Тишков. – Я заметил, что пары стали расщепляться: муж не ходит в магазин с женой, чтобы она не раскрутила его на деньги, мама не берет в магазин ребенка, чтобы он не выпросил игрушку, подруги перестали ходить по торговым центрам вместе, потому что тогда они потратят больше. Люди становятся более острожными в покупках».
«Единственная возможность экономить – маневрировать с технологиями продаж, – говорит Трындин из Today. – Мы планируем переходить на новую систему оплату труда, при которой сотрудник компании будет получать деньги за результат своей работы. Также мы намерены договариваться с арендодателями о снижении арендных ставок, хотя не все готовы идти на компромисс».
«Милабель» не прекратит открывать новые точки, однако планирует закрыть все нерентабельные магазины. «Мы будем искать интересные освобождающиеся помещения с адекватной арендной ставкой, – говорит Прагин. – В любом случае запас прочности у нас достаточный, в убыток мы не уйдем».
«Техносила» в 2015 году продолжит фокусироваться на онлайн-продажах и оптимизации портфеля магазинов – компания уйдет из нескольких регионов, рассказал Тимченко. Города, которые покинет ретейлер, пока не называются.
Анна Левинская, Анна Дерябина, РБК Новости
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.