Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Магазины в Москве — самые доходные в Европе
«Трудные времена» для российского ритейла наверняка не так трудны, как для ритейла западного. Сухие цифры отчетов за 2008 год свидетельствуют, что лучше торговать в российской глубинке, чем в Париже и Лондоне. А лучший торговый оборот Европы зафиксирован именно в Москве — 25-26 тысяч долларов в год с 1 квадратного метра магазина NY в Охотном Ряду и 30 тысяч — Zara на Тверской.
Выручка в сибирских франчайзинговых «Пятерочках» — 13 500-14 600 рублей в год с 1 кв. м (по информации холдинга «НТС-Сибирь»). Но российская глубинка резко отличается от столицы. Jones Lang LaSalle приводит данные об обороте «Пятерочек» X5 Retail Group (в основном это московские магазины): 261378 рублей с квадратного метра (примерно 7тысяч 400 долларов).
Компания «Магазин Магазинов» в ассоциации с CB Richard Ellis подсчитала, что выручка «Ашана» в России в 2008 году составила 19 000 долларов с квадратного метра в год. «Обороты IKEA в среднем в мире 6300 долларов, в РФ 14 300 долларов с 1 кв.м. Товарооборот в хорошо раскрученных, топовых, гипермаркетах «Карусель» (X5 Retail Group) составляет 10000 долларов с кв.м в год», — говорится в отчете.
Обороты магазинов в самых популярных торговых центрах Москвы являются недосягаемыми для Западной Европы. Top Shop в ТЦ «Европейский» приносит выручку 25 000 долларов с метра в год, Zara (на Тверской, 4) — 30000 долларов; во всем ТЦ «Европейский» средний показатель — 24000 долларов. «Мега» показывает оборот в среднем 6-7 тысяч долларов в год с метра. Магазин H&M (одежда, молодежная мода), только в первый день работы принес выручку 1 млн рублей. Быть может, это и связано с праздником открытия, который был широко разрекламирован, но, как утверждают опрошенные BFM.ru консультанты, выручка в 1 млн рублей не является чем-то особенным для Москвы. «Спортмастер» в подмосковных в Мытищах ежедневно собирает такую сумму в течение достаточно длительного времени.
Оборот Tommy Hilfiger в Атриуме с 190 кв.м — 5 млн рублей в месяц (26 тысяч долларов с 1 кв.м). Консультанты утверждают, что в планах было собирать не менее 8 млн в месяц. Ведь есть образец для подражания — NY в Охотном ряду. Магазин площадью 870 кв.м собирает в день по 1,5 млн рублей, то есть около 25-26 тысяч долларов в год с квадратного метра. Это лучший оборот в Европе по торговым центрам.
Руководитель отдела исследований компании «Магазин Магазинов» в ассоциации с CB Richard Ellis Евгений Ковров, анализируя показатели ритейла в России отмечает, что прослеживается тенденция существенного превышения показателей выручки операторов на российском рынке по сравнению с европейскими. «Целый ряд крупных компаний ставит российский рынок в качестве безусловного приоритета для дальнейшего развития, выделяя для экспансии дополнительные средства даже в текущей сложной макроэкономической обстановке. Так, руководство Metro Group недавно выступило с заявлением о том, что для усиления своего присутствия на региональных рынках России, компания готова распродавать имеющиеся в Восточной Европе активы, а полученные средства инвестировать в российский рынок», — говорит он в интервью BFM.ru.
Управляющий партнер компании Colliers International в Белоруссии и странах Балтии Михаил Морозов в интервью BFM.ru рассказал, что в Прибалтике и в Белоруссии уровень выручки с квадратного метра в торговых центрах значительно меньше, чем в Москве: «Я не знаю, насколько эти цифры близки к европейским, но их невозможно сравнить с Москвой, где концентрация людей выше, доходы населения выше и цены выше. В Европе та же самая вещь стоит в два раза дешевле, чем в Москве. Соответственно, оборот с квадратного метра будет в два раза меньше, даже при том же количестве покупателей».
Морозов отметил, что выручка с квадратного метра в странах Балтии привязана к сегментам торговли. У брендов, таких как Zara и Mango, одни показатели, в продуктовой сети, которая находится вдалеке от столицы — другие. Управляющий партнер Colliers International подчеркивает, что размеры выручки с квадратного метра очень разные: «Это не будет сумма с диапазоном 3-3,5 тысячи евро в год, это будет диапазон от 1 тысячи до 20 тысяч в год». В Прибалтике сегодня нет общей статистики, поскольку она «не отражает реального положения дел». Рынок ритейла здесь, как и в Москве, находится в стадии эволюции.
Средний показатель выручки у ритейлеров в России на 1 кв. метр составляет около 4-5 тысяч долларов, считает аналитик ФК «Открытие» Ирина Яроцкая: «Но самая большая выручка — у российских публичных компаний. Например, у Х5 Retail Group она составляет 10 тысяч 270 долларов на 1 кв. м в год. У «Дикси» — 10 тысяч 200 долларов. Несмотря на то, что сеть «Дикси» является дискаунтером, она как-то умудряется генерировать достаточно существенную выручку».
По данным ФК «Открытие», чуть ниже выручка у «Седьмого континента» (около 9 тысяч долларов), и у «Магнита» (чуть больше 6 тысяч долларов с 1 кв. м в год). Это официальные данные, которые компании опубликовали за 2008 год. У крупнейших в мире операторов розничной торговли цифры ниже. Например, у Wal-Mart, по расчетам «Открытия», в 2008 году была выручка около 6 тысяч долларов с 1 кв. м.
Крупнейшие российские ритейлеры «впереди планеты» в силу объективных обстоятельств. «Просто иностранные рынки более консолидированы, — объясняет Ирина Яроцкая, — и если, например, мы будем брать европейские страны, то там 3-4 ритейлера контролируют почти 80% рынка. Российские компании хорошо представлены в центральном регионе России и в крупных городах, где высокая покупательная способность населения. А в целом, например, Х5, занимает 5-6% рынка. У нас такая высокая выручка на квадратный метр именно из-за низкой консолидации».
По мнению Яроцкой, у нас еще не вполне зрелый рынок. «Даже если посмотреть на темпы роста рынка российского и иностранного, то Россия растет на 25% в среднем, а Европа на 7-10% в год. Если мы будем стремиться к европейской модели, когда у нас рынок будет становиться более консолидированным, более зрелым, то темпы роста будут снижаться, и выручка будет приближаться к европейским уровням. Но, конечно, все будет зависеть от формата. Супермаркеты по окончанию кризиса будут набирать обороты. Ниже будет выручка в формате дискаунтеров», — считает аналитик.
Кризис также скажется на выручке ритейлеров в 2009 году. «Сейчас покупают больше продуктов низкомаржинальных, переходя в средний, средне-низкий ценовой сегмент. Ритейлеры перегруппировывают свой ассортиментный ряд в соответствии с предпочтениями потребителей, убирая более дорогие наименования, заменяя их более дешевыми. Поэтому не исключена коррекция вниз в 2009 году, но это все на самом деле очень естественно, и ничего в этом страшного нет», — таков прогноз Ирины Яроцкой. bfm.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.