Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Магазины Москвы стали с 1 июля продавать продукты с яркой наклейкой "Не содержит ГМИ"
С 1 июля на прилавках московских магазинов можно найти продукты с яркой наклейкой, на которой написано «Не содержит ГМИ». Она означает, что товар успешно прошел специальный тест на отсутствие в его составе генетически модифицированных ингредиентов. Такую сертификацию продуктов питания (пока добровольную) ввело московское правительство. Если сначала в столице, а затем и во всей стране такая маркировка станет обязательной - а подобные намерения у властей есть - импортерам продуктов питания придется несладко. Ведь сейчас в развитых странах не более 20% продуктов питания могут похвастаться полной генетической чистотой.
Первые эксперименты по получению генетически модифицированных или трансгенных продуктов начали проводить около 30 лет назад. Тогда считалось, что новые культуры, полученные путем слияния генов одного или нескольких растительных организмов, приведут к прорыву в сельском хозяйстве. Однако стойкого экономического эффекта применение ГМИ не дало, а со временем появились опасения, что трансгены могут нанести серьезный вред человеческому организму.
Правда, опасность ГМИ окончательно не доказана до сих пор. Известен только результат опытов, проводившихся на крысах. У потомства животных, которых кормили трансгенной соей, зафиксированы изменения внутренних органов, а также общее ослабление здоровья. Теоретически употребление в пищу генетически модифицированных продуктов может привести к мутациям и у людей, но на практике это можно будет выяснить лишь через несколько поколений. Поэтому, несмотря на все протесты экологов, ГМИ не запрещены. Институт питания РАМН сейчас разрешает использовать в пищевой индустрии 13 видов ГМИ: три сорта сои, пять - кукурузы, два - сахарной свеклы, два - картофеля и один - риса.
По российским санитарным нормам продукцию разрешается не маркировать на содержание ГМИ, если доля таких ингредиентов в ней составляет менее 0,9%. Такие же правила приняты и в Евросоюзе. А вот извещать ли потребителя об отсутствии трансгенов, скажем, в колбасе - добровольное дело производителя. По сути, ярлык «Не содержит ГМИ» на западе является удачным маркетинговым ходом, поскольку многие потребители там относятся к своему здоровью очень внимательно, а генетической чистотой в развитых странах может похвастаться не более 20% продукции местных производителей. В России ситуация обратная: около 80% отечественных продуктов, по оценке Greenpeace, не содержат ГМИ, но потребители этим мало интересуются - 60% россиян, по данным соцопросов, выбирают те продукты, которые дешевле, и переплачивать за чистоту готовы не более 5% потребителей.
Пробел в маркетинговой политике производителей решили заполнить московские власти. В прошлом году Мосгордума приняла поправки к закону «О продовольственной безопасности Москвы», запретив использовать бюджетные деньги для закупки и производства продуктов, содержащих ГМИ, а также поставлять такую продукцию в школы и детские сады. С 1 июля этого года каждый производитель может сделать анализ своей продукции на наличие ГМИ и получить спецмаркировку, действительную в течение года со дня прохождения теста.
Формально такой тест является добровольным. Однако особого желания привлекать потребителей таким способом производители не проявили. Спецмаркировка означает для них дополнительные расходы на проведение анализов и модификацию упаковки, а удастся ли переложить их на потребителей, пока не ясно - многие участники рынка полагают, что доплачивать порядка 10% от среднерыночной стоимости продукта за генетическую чистоту москвичи пока не готовы. Спада продаж из-за повышения розничной цены никто, естественно, не хочет, но слова об отсутствии ГМИ на упаковке могут неофициально стать обязательным условием для попадания товара в крупнейшие московские розничные сети. По словам представителя одной из крупных продовольственных компаний, столичным супермаркетам уже негласно порекомендовали впредь закупать товары только с соответствующими ярлыками, и сети не собираются портить отношения с московскими властями.
Эксперты полагают, что инициатива столичного правительства связана не с заботой о здоровье москвичей, которые сейчас могут и не знать, что купленная ими картошка или кукуруза являются трансгенными, и даже не с лоббированием интересов отечественных производителей, особо не увлекающихся генной инженерией. На данном этапе от нововведения выиграют прежде всего 16 лабораторий, созданных при столичном департаменте потребительского рынка и услуг специально для проведения анализов на наличие ГМИ. Лаборатории, на оборудование которых из городского бюджета было выделено около $2 млн., лишат Роспотребнадзор монополии на исследования и контроль в области ГМИ. Но проведение одного качественного анализа в них обойдется производителю продуктов примерно в 1,5 тыс. рублей. «В среднем московском супермаркете насчитывается около 40 тыс. наименований продовольственных товаров. То есть лаборатория может заработать 60 млн. рублей на одной только розничной точке», - подсчитывает Алексей Поповичев, исполнительный директор ассоциации «Русбрэнд», объединяющей крупнейших производителей продуктов питания.
Пока производители не проявляют особого беспокойства и не пытаются лоббировать отмену нововведения - они предпочитают сначала удостовериться в том, что маркировка действительно станет обязательной. Однако их позиция скоро может измениться. Дело в том, что мэр Москвы Юрий Лужков уже предложил Владимиру Путину создать при правительстве РФ комиссию по изучению трансгенов и принять на федеральном уровне срочные меры по ограничению распространения через торговые сети продуктов, содержащих ГМИ. А комитет по безопасности Госдумы уже разработал проект федерального закона «О биологической безопасности и регулировании оборота продуктов и продукции растительного и животного происхождения, содержащих генетически модифицированные организмы и источники и их продуценты».
Согласно этому документу, на территории России запрещается выращивать растения-трансгены для производства продуктов питания, транспортировать и хранить продукцию, не проверенную на содержание ГМИ, использовать трансгены для производства детского и диетического питания, закупать их по госзаказу для нужд армии и флота, продавать в детских учреждениях и больницах. Маркировать потенциально вредные продукты предлагается вне зависимости от количества содержащихся в них ГМИ.
Запрет на все виды трансгенов сейчас уже введен в некоторых российских регионах - например, в Курганской и Белгородской областях. Если нововведение распространится на всю страну, это в первую очередь скажется на иностранных производителях и импортерах продуктов из западных стран. Их лобби сейчас является достаточно сильным (попытки убрать норму об обязательной маркировке продуктов, содержащих ГМИ сверх установленного уровня, уже предпринимались). Так что борьба потребителей и защитников их интересов за право знать, что они покупают, в любом случае окажется нелегкой.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.