Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Магазины могут остаться без хлеба из-за конфликта пекарей и ритейлеров
Доведенные до отчаяния ростом цен на муку, хлебозаводы пошли на крайний шаг: они попросили ФАС вмешаться в их отношения с торговыми сетями. Пекари жалуются, что ритейлеры отказывают им в повышении закупочных цен, но при этом устанавливают наценки на их продукцию, превышающие 35%. Сети признают, что по некоторым позициям такие накрутки действительно есть, но на социальные батоны и буханки наценки стремятся к нулю. Если сторонам не удастся договориться, магазины московского региона могут остаться без хлеба.
Как стало известно РБК daily, на прошлой неделе Союз производителей хлеба Московской области направил в подмосковное управление Федеральной антимонопольной службы обращение, в котором рассказал о критическом состоянии хлебозаводов. Из-за роста цен на зерно пшеничная мука высшего сорта подорожала за десять месяцев этого года на 63,5%, до 15,7 тыс. руб. за тонну, первого сорта — на 79,5%, до 14,9 тыс. руб. за тонну. Ржаная мука обходится пекарям в 10,2 тыс. руб. за тонну (на 24,4% дороже). И это еще не предел: в ближайшее время мука подорожает еще на 10%, ожидает отраслевая ассоциация. Ситуация усугубляется еще и тем, что мукомолы грозятся отпускать свою продукцию по предоплате.
Хлебозаводы не могут компенсировать растущие расходы, повышая цены, сетует председатель правления Союза производителей хлеба Московской области Алена Сабатарова. «Несмотря на дорожающие энергоресурсы и рост зарплат, хлебозаводы в последние два года не повышали отпускные цены на свою продукцию крупным федеральным сетям», — заявила она РБК daily. По словам г-жи Сабатаровой, летом этого года предприятия начали обращаться к ритейлерам с предложением повысить закупочные цены на хлеб в среднем на 10%, однако получили отказ.
При этом сами торговые сети накручивают свыше 35% на социально значимые сорта хлеба, возмущается глава ассоциации. По ее оценкам, себестоимость производства нарезного батона весом 380 г, к примеру, составляет 14,06 руб., отпускная цена для сети с учетом бонусов — 9,44 руб. с НДС, а розничная — 12,75 руб.
В итоге примерно половина из 34 промышленных хлебопекарных предприятий Московской области накопила значительные убытки, говорит г-жа Сабатарова. Как следствие, банки не дают кредиты, и хлебозаводам просто не хватает оборотных средств для приобретения муки. Если исполнительная власть не примет меры, в магазинах московского региона могут начаться срывы поставок хлеба, предупреждает эксперт. «О цене на хлеб власти вспоминают перед выборами или в случае чрезвычайных ситуаций, а в остальное время хлебопеки предоставлены сами себе», — возмущается собеседница РБК daily.
В подмосковном управлении ФАС не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.
По словам президента одного из крупнейших производителей муки АПК «Стойленская нива» Дмитрия Древлянского, в последние месяцы календарного года хлебозаводы стараются заготовить сырье заблаговременно перед чередой зимних праздников. Спрос на муку в это время высок, а значит, ее стоимость в меньшую сторону не изменится даже при колебании цен на зерно. Однако, делая предоплату, хлебопеки могут фиксировать цену на муку. «А мы в свою очередь с помощью денег, полученных за муку, фиксируем цену на зерно», — добавил г-н Древлянский.
Опрошенные РБК daily ритейлеры признали, что в последние месяцы получают массовые предложения о повышении закупочных цен на хлеб. Директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов рассказал РБК daily, что такие обращения идут с августа. Некоторые хлебопеки, по его словам, направляли в компанию «одиозные письма» с требованием повысить цену закупки на 10—20%. «Эти документы теперь перенаправляются в ФАС, которая интересуется ситуацией повышения цен на зерно и вслед за ним на хлеб», — говорит г-н Сусов.
В регионах антимонопольные органы уже начали реагировать на подорожание хлеба. К примеру, ростовское и пензенское управления ФАС возбудили дела в отношении местных хлебозаводов, посчитав необоснованным повышение цен на хлеб.
Однако некоторым поставщикам ритейлеры пошли навстречу. Х5 увеличила закупочную цену в ряде случаев на 3—5%. Сеть гипермаркетов «О’кей» повысила цену в тех случаях, когда это соответствовало рынку, то есть было в рамках роста цен на зерно, отметил пресс-секретарь сети Артем Глущенко.
А «Магнит» поставщикам отказал, объяснив, что хлеб — это социально значимый продукт и доля, которую занимает в себестоимости зерно, не настолько значительна, чтобы повышать цены на полке. Большая часть пекарей согласились с доводами сети, и стороны договорились зафиксировать нынешние цены, отметил IR-директор компании «Тандер» (управляет сетью «Магнит») Олег Гончаров. Поставщики попросили лишь о больших объемах продаж, добавил он.
Что касается наценки, о которой говорят производители хлеба, это утверждение преувеличенно: на социально значимые виды она не превышает 10%, утверждает Артем Глущенко. На некоторые позиции хлебобулочных изделий наценка может быть и 35%, признает пресс-секретарь «Дикси» Лаврентий Губин. «Но это не средний показатель в категории. Например, в наших магазинах есть хлеб высшего сорта с наценкой менее 2%», — уточнил он. В «Магните» наценка на социальный хлеб составляет 3—7%, на остальную продукцию — 10—15%.
«Как бы мы ни поступали в таких ситуациях, все равно окажемся виноваты, — резюмирует г-н Сусов. — Если станем отказывать, поставщики будут считать, что губим российский бизнес, а если пойдем у них на поводу — раскрутим маховик инфляции».
По данным Роспотребнадзора по Московской области, производство хлеба и хлебобулочной продукции в регионе осуществляют 200 предприятий, в том числе 34 промышленных. В 2011 году они произвели 380,7 тыс. т хлебобулочных изделий, 52% хлеба продается через торговые сети. Крупнейшими производителями являются «Щелковохлеб» (10,1% рынка), «Настюша» (8,3%) и «Воскресенскхлеб» (5,9%). РБК daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?