Декоративное изображение
2 866

Поделиться

Made in Canada: Альтернативные деньги противостоят пластику

Известная канадская розничная сеть Canadian Tire, в магазинах которой можно приобрести самые разные товары – от автомобильных аккумуляторов до хоккейных клюшек, полвека назад начала печатать собственные «банкноты» для поощрения покупателей. Со временем эти «деньги» получили хождение далеко за рамками сети «эмитента» – ими можно расплатиться, например, в бистро или баре. Более того, банкноты Canadian Tire стали коллекционной ценностью. Впрочем, времена меняются – на бумажные деньги наступают пластиковые карты.

На кассе в торговых точках Canadian Tire клиенты получают яркие купоны на определенный процент от суммы чека. Погасить их они смогут в следующий раз, придя в магазины или на заправки сети. На каждой «банкноте» изображен портрет вымышленного персонажа Сэнди Мактайра.

Впервые «деньги» Canadian Tire были запущены в оборот в 1958 году – основатель и первый президент компании Альфред Джексон Биллес искал способ привлечь внимание покупателей к новым заправкам. Его жена предложила программу купонов.

После запуска программы Canadian Tire стала использовать для их печатания качественную «денежную» бумагу. Теперь купоны напоминают настоящие деньги, на них даже есть рельефные серийные номера. В компании не говорят, во сколько им обходится эмиссия собственных «банкнот».

С годами купоны, напечатанные на бумаге с защитой от подделок, номиналами от 5 канадских центов до 2 долларов, получили хождение и за пределами магазинов эмитента. Коллекционеры охотятся за более старыми выпусками и ждут следующих новых «тиражей». Есть даже те, кто продает редкие купюры Canadian Tire.

Сейчас в обращении по всей стране находится около миллиарда банкнот, общий оборот, по оценке компании, составляет до 100 млн канадских долларов. Свежие купюры, прежде чем они разойдутся по 750 розничным магазинам и автозаправкам Canadian Tire, складируются в защищенных хранилищах.

Владелец одного из баров в Ванкувере принимает к оплате деньги Canadian Tire, выручку в этой валюте он использует для приобретения сантехнического оборудования в магазинах «эмитента». Сеть бистро, насчитывающая 14 точек в Онтарио, ежегодно получает купонов на сумму около 400 долларов, сообщает The Wall Street Journal.

Фолк-музыкант Корин Рэймонд собрал пожертвования в Canadian Tire на сумму примерно 3600 долларов, он планирует использовать их для платы за аренду студии звукозаписи, в том числе чтобы записать собственную песню в честь этих купонов. Владелец студии говорил, что на полученные деньги накупит в Canadian Tire всякой всячины – от туалетной бумаги и светодиодных лампочек до кухонных приборов и принадлежностей, пишет The Wall Street Journal.

Однако теперь Canadian Tire начинает сворачивать использование в программе лояльности частных «денег», планируя перейти на пластиковые карты постоянного покупателя. В компании намерены и впредь принимать к расчету бумажные деньги, но считают, что с помощью пластика будет проще понять, что приобретают покупатели, и оптимизировать ассортимент.

В новой системе обещают вознаграждать покупателей более щедро – с каждой покупки будут начисляться баллы в размере 3% от суммы, а не 0,4%, как сейчас. Программа карточек была запущена в начале февраля в Новой Шотландии, в этом году ее планируется распространить по всей Канаде.

Полностью прекращать выпуск бумажной валюты не планируется. Но поскольку все больше канадцев рассчитываются с помощью дебетовых и кредитных карт, то и оборот привычных купонов сокращается. Таково направление, в котором идет экономика. Как сказал вице-президент по маркетингу Canadian Tire Роб Шилдс, это эволюция денег, переход к модели 21 века.

Canadian Tire – не единственная частная корпоративная валюта, имеющая хождение сегодня. Многие центры компании Walt Disney принимают к расчету диснеевские доллары – Disney Dollar. Но Canadian Tire имеют особое значение.

«Эти деньги – часть нашей культуры, – говорит Рэймонд в интервью The Wall Street Journal. – Если бы я отправлял посылку на Марс, чтобы рассказать о том, что представляет собой Канада, я бы вложил туда и 10-центовую купюру Canadian Tire».

Бизнес FM 

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами