Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Лучше, чем до кризиса
Финансовое самочувствие россиян лучше, чем в докризисном 2008 году, следует из опроса Левада-Центра. Кризис не слишком сильно повлиял на доходы, и сейчас этим пользуются отрасли, ориентированные на конечный спрос, говорят участники рынка.
Число россиян, которым едва хватает денег на продукты, с прошлого года уменьшилось на 5 процентных пунктов (до 9%), а по сравнению с 2008 годом их стало меньше на 3 п.п. Это стало следствием повышения пенсий, которые в 2009 году увеличились на 30%, а в 2010 году на 46%, говорит главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева. Поэтому неудивительно, что уровень бедности снизился и показатели улучшились.
По данным Росстата, в первом полугодии располагаемые доходы населения выросли на 5,2%, реальная зарплата увеличилась на 6,8%. Поэтому растет число тех, кому денег хватает как на еду, так и на одежду. За последние два года их стало больше на 7 п.п., в результате эта группа достигла максимальной доли в 48%. Как следствие, эксперты отмечают стабильный рост конечного спроса. За полгода оборот розничной торговли вырос на 6,6%.
«Восстановление продаж началось еще в конце 2009 года, — говорит аналитик RMG Securities Екатерина Андреянова. — Сейчас можно говорить о том, что по большинству секторов потребители вернулись к своим докризисным предпочтениям». Правда, не вполне еще нормализовалась ситуация в сегменте магазинов электроники и супермаркетов. Следует ожидать, что она стабилизируется уже к концу текущего года, надеется она.
Эксперты не удивлены позитивной динамикой материального положения россиян. «В кризис спад в доходах домохозяйств был не слишком глубоким, сейчас доходы населения также растут», — отмечает директор Института социальной политики ГУ-ВШЭ Сергей Смирнов. «Потребление было основой экономического роста до кризиса, оно росло на 15—16% в годовом выражении, теперь модель такого рода у нас воспроизводится опять», — говорит главный экономист Дойче Банка Ярослав Лисоволик.
Но говорить на этом основании, что кризис в потребительском секторе полностью преодолен, нельзя. «Уровень безработицы до кризиса был ниже 6%, сейчас он составляет около 7%. Cкрытая безработица примерно в 2,5—3 раза выше, чем до кризиса», — отмечает г-жа Цепляева. К тому же, если цены на нефть упадут до уровня первой половины 2009 года, автоматически сократятся и доходы россиян.
АЛЕКСЕЙ ГОРБАЧЕВ www.rbcdaily.ru
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?