Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Лучше, чем до кризиса
Финансовое самочувствие россиян лучше, чем в докризисном 2008 году, следует из опроса Левада-Центра. Кризис не слишком сильно повлиял на доходы, и сейчас этим пользуются отрасли, ориентированные на конечный спрос, говорят участники рынка.
Число россиян, которым едва хватает денег на продукты, с прошлого года уменьшилось на 5 процентных пунктов (до 9%), а по сравнению с 2008 годом их стало меньше на 3 п.п. Это стало следствием повышения пенсий, которые в 2009 году увеличились на 30%, а в 2010 году на 46%, говорит главный экономист BNP Paribas Юлия Цепляева. Поэтому неудивительно, что уровень бедности снизился и показатели улучшились.
По данным Росстата, в первом полугодии располагаемые доходы населения выросли на 5,2%, реальная зарплата увеличилась на 6,8%. Поэтому растет число тех, кому денег хватает как на еду, так и на одежду. За последние два года их стало больше на 7 п.п., в результате эта группа достигла максимальной доли в 48%. Как следствие, эксперты отмечают стабильный рост конечного спроса. За полгода оборот розничной торговли вырос на 6,6%.
«Восстановление продаж началось еще в конце 2009 года, — говорит аналитик RMG Securities Екатерина Андреянова. — Сейчас можно говорить о том, что по большинству секторов потребители вернулись к своим докризисным предпочтениям». Правда, не вполне еще нормализовалась ситуация в сегменте магазинов электроники и супермаркетов. Следует ожидать, что она стабилизируется уже к концу текущего года, надеется она.
Эксперты не удивлены позитивной динамикой материального положения россиян. «В кризис спад в доходах домохозяйств был не слишком глубоким, сейчас доходы населения также растут», — отмечает директор Института социальной политики ГУ-ВШЭ Сергей Смирнов. «Потребление было основой экономического роста до кризиса, оно росло на 15—16% в годовом выражении, теперь модель такого рода у нас воспроизводится опять», — говорит главный экономист Дойче Банка Ярослав Лисоволик.
Но говорить на этом основании, что кризис в потребительском секторе полностью преодолен, нельзя. «Уровень безработицы до кризиса был ниже 6%, сейчас он составляет около 7%. Cкрытая безработица примерно в 2,5—3 раза выше, чем до кризиса», — отмечает г-жа Цепляева. К тому же, если цены на нефть упадут до уровня первой половины 2009 года, автоматически сократятся и доходы россиян.
АЛЕКСЕЙ ГОРБАЧЕВ www.rbcdaily.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?