Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Логистика в ритейле: первые итоги 2024 года и тренды 2025 года
По итогам первых девяти месяцев 2024 года розничные продажи показали рост, и по прогнозам в перспективе следующих лет он сохранится. При этом розничная торговля столкнулась с целым рядом вызовов, связанных с инфляционным давлением, ростом ключевой ставки, ослаблением рубля, логистическими сложностями. Поэтому перед ритейлерами стоят задачи снижения затрат, оптимизации логистики и управления запасами. О том, что ждет логистику в ритейле, рассказал Сергей Ильенок, руководитель отдела логистики международной логистической компании Holding Finance Broker.
Dusan Petkovic/Shutterstock/Fotodom
Одной из заметных тенденций 2024 года, повлиявших на развитие ритейла, стало изменение покупательского поведения. Рост доходов населения стимулировал увеличение объемов продаж, переориентации потребительского интереса в сторону более дорогих товаров. За первые девять месяцев текущего года оборот розничных продаж составил более 40 трлн рублей (+7,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Высокую динамику потребления показали регионы, по многим показателям они превосходят Москву и Санкт-Петербург.
Также в текущем году продолжилась консолидация рынка ритейла. Федеральные сети активно выходят в регионы, поглощая локальные розничные бренды. Доля крупных ритейлеров растет, и в ближайшей перспективе этот тренд сохранится.
Логистическая составляющая в цепочках поставок: трудности и решения
В 2024 году вырос товарооборот с дружественными странами. Например, за первые три квартала 2024 года экспорт товаров из Китая в Россию вырос на 2,4% и составил $83,15 млрд. Рост грузооборота привел к нагрузке на транспортную инфраструктуру, которая не справляется с растущим спросом. На цепочку поставок влияют сложности во взаиморасчетах.
Еще одной инфраструктурной проблемой для ритейла стала нехватка складов. Ритейлеры начали инвестировать в строительство и оборудование складских помещений. Частично решить проблему помогает и консолидация рынка, так как федеральные сети получают доступ к торговым площадям, складам поглощенных компаний.
Большое значение в цепочке поставок в ритейле имеет «последняя миля». Это самый затратный этап на который приходится от 40% до 55% всех транспортных расходов. В отдаленных регионах, где многие населенные пункты расположены вдали от транспортных магистралей, расходы на доставку не всегда окупаются. Особенно ярко эти проблемы проявляются в высокий сезон, когда нагрузка сильно увеличивается.
Для оптимизации цепочек поставок ритейлеры стремятся диверсифицировать риски. С одной стороны, мы видим тенденцию к росту спроса на услуги 3PL компаний, которые полностью берут на себя логистический этап. С другой стороны, крупные розничные бренды многие процессы сосредотачивают в своих руках: строят склады, обеспечивают доставку на «последней миле» и т. д.
Что ждет цепочки поставок ритейла в 2025 году
Цифровизация и автоматизация. Все шире используются системы управления складами (WMS) и транспортом (TMS). Они позволяют оптимизировать и контролировать цепочки поставок: предсказывать спрос на товары, управлять складскими запасами, оптимизировать маршруты, прогнозировать время доставки и т. д. Также заметным трендом стало использование искусственного интеллекта и машинного обучения. Набирает обороты и использование роботизированных систем на складах. На «последней миле» все чаще используются беспилотники, дроны. Распространяются IoT-устройства для контроля над местоположением и состоянием грузов. Внедрение IT-технологий требует значительных инвестиций, поэтому «первопроходцами» цифровой трансформации становятся маркетплейсы и крупные федеральные сети.
Устойчивость и гибкость. Компании будут все больше диверсифицировать цепочки поставок, чтобы снизить зависимость от одного поставщика. Выходя в регионы, крупные ритейлеры переориентируются на местных поставщиков и производителей. С одной стороны, у местного населения, как правило, высокое доверие к продукции местных производителей. С другой стороны, выход на местных поставщиков позволяет снизить зависимость от импорта, сократить логистическое плечо, ускорить и удешевить поставки.
Интеграция оффлайн и онлайн форматов. В последние годы онлайн и офлайн форматы все больше интегрируются. Традиционная розница использует собственные мобильные приложения, веб-сервисы. Интернет-магазины ищут пути в офлайн. Например, внедряют технологию Click & collect, когда покупатель делает заказ онлайн, а затем забирает товар из ближайшего к нему магазина. Такая интеграция позволяет розничным компаниям сохранять свою конкурентоспособность, но она требует улучшения логистики и управления запасами.
Изменение потребительских предпочтений. Потребители становятся все более требовательны к сервису, ждут от ритейла персонализированных предложений, удобства заказа, быстрой доставки. Ритейлеры отвечают на изменение предпочтений все более широким использованием IT-технологий: CRM-систем, сервисов аналитики, искусственного интеллекта, омниканальности, тесной интеграции с логистическими компаниями.
В перспективе ближайших лет рынок ритейла продолжит трансформироваться, так как на развитие отрасли влияет сохраняющаяся экономическая турбулентность. Диверсификация цепочек поставок, их оптимизация, в том числе и с помощью IT-решений, тесная интеграция с логистическими компаниями, станут одними из факторов успешной адаптации.
В Башкирии заработал крупнейший в ПФО логистический центр Ozon
Компания Pony Express открыла логистический склад в Ярославле
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.