Декоративное изображение
8 053

Поделиться

Льется после остановки водка из Черноголовки

Корпорации «Риал» Хадиса Абазехова, ставшей еще в 2010 году владельцем активов подмосковной группы «ОСТ-Алко», спустя без малого четыре года удалось запустить производство водки в московском регионе. Компании «Росалко», входящей в структуру «Риала», в конце ноября удалось получить производственную лицензию для завода в Домодедовском районе, а кабардинская фирма «Вереск», также аффилированная с «Риалом», смогла на аукционе выкупить 145 товарных марок у обанкротившегося преемника ЗАО «Группа предприятий «ОСТ» за 21,7 млн руб.

О сделке по покупке подмосковных алкогольных активов экс-депутата Госдумы Владимира Пекарева кабардинской группой «Риал» стало известно в июне 2010 года. О продаже активов рассказал сам г-н Пекарев, не без удовлетворения отметивший, что «больше не имеет отношения к бизнесу «ОСТ-Алко». Сумма сделки не раскрывалась, однако участники рынка практически не сомневались, что она была безденежной: к тому времени компания из Московской области находилась в критическом финансовом состоянии. Долговая нагрузка «ОСТ-Алко» к концу 2009 года превышала 2,5 млрд руб., при этом «Риал» находился в списке кредиторов – к моменту совершения сделки подмосковные водочники не рассчитались с кабардинцами за поставки спирта.

Практически сразу после смены собственника структура компании «ОСТ» начала стремительно меняться. Уже 30 июля головная компания группы – ЗАО «Группа предприятий «ОСТ» – объявила о реорганизации: путем слияния с тамбовским ЗАО «Геоком» было образовано ЗАО «Глобал», ставшее правопреемником компании из Черноголовки. На ЗАО «Глобал», в частности, перешли все товарные знаки «ОСТ», на него же были перенесены все обязательства перед кредиторами. В июне 2011 года компания «Глобал» поменяла юридический адрес, зарегистрировавшись в Хабаровске.

Тем временем производственный процесс новых хозяев алкобизнеса в Подмосковье оказался блокирован, практически не начавшись. Еще в 2009 году, то есть до перехода заводов к новым владельцам, полиция Московской области начала массово выявлять водку, произведенную на заводах «ОСТ» и маркированную фальшивыми акцизными марками. В результате завод группы в Дмитрове остался без лицензии в 2009 году, а в ноябре 2010 года владельцам пришлось добровольно сдать и лицензию завода в Черноголовке. Менее года спустя полиция арестовала на складе, находящегося на территории неработающего завода «ОСТ» в Ногинском районе, 500 т нелегального спирта, десятки тысяч бутылок левой водки, а также поддельный импортный алкоголь. Производственная площадка принадлежала компании «Росалко», владельцем которой на тот момент значился сын Хадиса Абазехова Руслан.

Еще одной проблемой для Хадиса Абазехова стала невозможность выпускать продукцию под торговыми марками компании «ОСТ». Когда отягощенные долгами структуры «ОСТ» начали процесс реорганизации путем слияний и переездов, участники рынка и эксперты высказывали мнение, что таким образом новые собственники пытаются вывести из-под обременения объекты интеллектуальной собственности, то есть товарные марки. Однако компании «Росалко-Интеллект», входящей в группу «Риал», не удалось зарегистрировать в Роспатенте договор об отчуждении 145 товарных знаков, принадлежавших на тот момент ЗАО «Глобал».

Как следует из документов девятого арбитражного апелляционного суда, патентное ведомство отказалось признавать сделку законной по причине того, что параллельно к ним поступил на регистрацию ряд аналогичных договоров об отчуждении товарных знаков от ЗАО «Глобал» в пользу других компаний. И так как документы противоречили друг другу, в Роспатенте решили не регистрировать ни один из них.

В июне 2012 года Арбитражный суд Хабаровского края признал ЗАО «Глобал» банкротом. Общая сумма требований к компании составила около 700 млн руб. Среди крупнейших кредиторов выступили Сбербанк (298 млн руб.), Россельхозбанк (120 млн руб.), «Росагролизинг» (120 млн руб.). В августе того же года суд удовлетворил ходатайство Сбербанка о переуступке исковых требований в пользу ООО «Наша вода». Де-юре столичная компания не аффилирована со структурами «Риала». Однако, по данным СПАРК, гендиректор и единственный владелец ООО «Наша вода» Денис Волошкин является также владельцем и руководителем фирмы ООО «Риал-Логистик». Источник в банковской сфере рассказал РБК daily, что в случае, когда банк-кредитор понимает, что банкротящаяся компания является по большому счету пустышкой, дисконт при переуступке прав исковых требований может достигать 80%.

В рамках осуществления конкурсного производства все материальное имущество ЗАО «Глобал» было выставлено на торги. Несколько раз аукцион признавался несостоявшимся в связи с отсутствием заявок. Наконец, 18 ноября 2013 года, 145 товарных марок, ранее принадлежавших компании ОСТ, были куплены ООО «Вереск» из города Прохладный, КБР, за 21,68 млн руб., следует из сообщения конкурсного управляющего. По данным СПАРК, основным видом деятельности компании «Вереск» является оптовая торговля животными, однако связь с корпорацией «Риал» нового владельца интеллектуальной собственности несомненна: учредителем «Вереска» выступило ООО «Эталон», принадлежавшее Марите Нагоевой – сестре Хадиса Абазехова. А нынешний владелец компании «Вереск» – Фатимат Мазлоева фигурирует в целом ряде активов, связанных с концерном «Риал», в частности в кабардинском ЛВЗ «Моя столица» – главной производ­ственной площадке Абазеховых в Кабардино-Балкарии.

Как следует из информации, размещенной на сайте компании «Росалко», производство водки под брендами, ставшими известными во времена процветания «ОСТ-Алко», – «Стольная», «Богородская» уже осуществляется на двух заводах группы – в Ногинском и Домодедовском районах. Последний сумел получить лицензию Рос­алкоголя 21 ноября 2013 года. В пресс-службе Росалкогольрегулирования РБК daily подтвердили факт выдачи лицензии, отметив, что теперь у регулятора не осталось претензий к собственникам заводов.

РБК daily не удалось получить комментариев у представителей корпорации «Риал». В московском офисе «Росалко» изданию сообщили, что руководство отсутствует и будет на рабочем месте уже только после новогодних каникул.

Директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз уверен, что за четыре года отсутствия на рынке потребители не забыли бренды ОСТ, занимавшие когда-то более 3% российского водочного рынка. «Не сомневаюсь, что какую-то долю рынка они смогут себе вернуть, – считает эксперт. – «Стольная» и «Богородская» были популярными марками, особенно в столичном регионе. Думаю, за год работы они смогут продать порядка 1 млн дал такой продукции. Если им, конечно, дадут работать».

Денис Пузырев, РБК Daily

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами