Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Leroy Merlin. Итог налогового спора: Многообещающий прецедент
Премии ритейлеров не будут облагаться налогом
7 февраля 2012 г. Президиум Высшего Арбитражного Суда признал незаконным обложение НДС полученных ритейлером премий за соблюдение специальных условий договора поставки. Этот вопрос, переданный на рассмотрение Президиума ВАС РФ, возник в связи с налоговым спором сети строительных гипермаркетов «Леруа Мерлен», которому налоговые органы пытались доначислить НДС.
История вопроса. В 2009 году налоговая инспекция при проверке сделала вывод, что ритейлер занижал налоговую базу по НДС.
Суть конфликта
Налоговый орган счел 507,6 млн. руб премий поставщиков оплатой ритейлеру за оказанные услуги, включаемых в налоговую базу по НДС.
Компания-ритейлер исходила из того, что такие премии являются элементом ценообразования товаров, а не платой за некие услуги, которые оказаны в адрес поставщиков. Компания отражала премии как выручку от продаж, но не включала их в налоговую базу по НДС, так как не оказывала поставщикам никаких услуг, а только исполняла свои обязанности по приобретению определенного количества товара и распределению его в магазинах.
Ранее, суды трех инстанций согласились с доводами компании и признали решение налоговиков недействительным. Президиум ВАС решение судов поддержал.
В торговле скидки и стимулирующие премии используются ритейлерами, чаще всего, как элемент ценообразования и не имеют отношения к возмездному оказанию услуг. Во многих случаях по своей правовой природе такая премия носит стимулирующий характер и имеет целью усиление заинтересованности ритейлера в надлежащем, и даже преимущественном, исполнении договорных обязательств. Премия выплачивается поставщиком не за предоставление услуги, а за совокупность качественно-количественных характеристик сделки: покупка большого объема товара, скорость реализации, удобство поставки и скорость приемки и проч., и проч. Эта премия часто воспринимается контрагентом, с экономической точки зрения,– как форма скидки к закупочной цене. Поэтому указанные действия не могут быть квалифицированы как некая услуга ритейлера поставщику. Это, скорее, одна из форм взаимовыгодного сотрудничества в его экономических проявлениях.
Представить компании «Леруа Мерлен» в суде Сергей Савсерис, партнер «Пепеляев Групп», счел прецедент многообещающим:
«Президиум ВАС РФ исключил налогообложение НДС такого инструмента стимулирования продаж, как премии. Выводы суда помогут розничным магазинам и их поставщикам, которые наиболее часто применяют премии в своих отношениях, избавиться от претензий налоговых органов в части дополнительного налогообложения этих премий НДС».
Он также отметил:
«Вместе с тем, следует отличать те выплаты, иногда называемые в договорах также «премиями», которые по сути являются платой за услуги, оказываемые поставщику,– пояснил Сергей Савсерис. – К таким случаям относится, например, премия за проведение рекламной компании и она облагается НДС на общих основаниях».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?