Декоративное изображение
2 557

Поделиться

«Лента» подобралась к Лондону

Компания готова к выходу на биржу

На фоне зафиксированного другими ритейлерами снижения потребительской активности продуктовая сеть «Лента» объявила об IPO на Лондонской и Московской биржах. Компания, оцененная банками-организаторами в $5,3–6,8 млрд, показала в 2013 году лучшую в отрасли динамику и теперь хочет убедить инвесторов в устойчивости потребительского спроса. Если размещение состоится, это будет первое IPО продуктового ритейла за три года.

Свои бумаги в ходе IPO продадут три крупнейших акционера «Ленты»: TPG Capital (49,8%), ЕБРР (21,5%), «ВТБ Капитал» (11,7%), сообщила вчера компания. Менеджмент и директоры, владеющие около 1%, а также миноритарии (15,9%) свои бумаги продавать не будут. В целом ритейлер может разместить до 25% уставного капитала. В течение 180 дней «Лента» и продающие акционеры не смогут дополнительно продавать акции, для менеджмента и директоров аналогичное ограничение будет действовать в течение 365 дней. Организаторами размещения станут Credit Suisse, JPMorgan и «ВТБ Капитал», а Deutsche Bank и UBS выступят букраннерами. Для всех этих банков предусмотрен опцион доразмещения расписок в объеме до 15% от общего числа бумаг.

Все пять организаторов уже подготовили отчеты по компании. По словам источника, знакомого с этими документами, самая скромная оценка у «ВТБ Капитала»: весь бизнес «Ленты» оценен в $5,3–6,2 млрд. Два других банка указали примерно одну и ту же стоимость компании – до $6,8 млрд. Для сравнения: капитализация «Магнита» вчера составляла $25,4 млрд, Х5 Retail Group – $4,59 млрд, «О‘Кей» – $2,8 млрд, «Дикси» – около $1,16 млрд.

Шестая по продажам в России торговая сеть «Лента» создана Олегом Жеребцовым в 1993 году. Управляет 77 гипермаркетами и 10 супермаркетами более чем в 30 городах. Планы на 2014 год – открыть еще 24 гипермаркета и 15 супермаркетов.

По итогам 2013 года, торговые площади «Ленты» увеличились на 35%, до 508 тыс. кв. м, а выручка на 31%, до 144,3 млрд руб. Это самый быстрый темп роста в отрасли. Продажи «Магнита» выросли в 2013 году на 29,2%, до 579,7 млрд руб., «Дикси» – на 22,7%, до 180,5 млрд руб., «О`Кей» – на 18,7%, до 137,7 млрд руб., X5 Retail Group – на 8,7%, до 532,7 млрд руб. При этом у бизнеса «Ленты» оказалась самая высокая маржинальность, рентабельность по EBITDA составила 11,4% (11,5% у «Магнита», 7% в январе-сентябре у X5, 6,1% у «Дикси», 8% у «О’Кей» в 2012 году). По мнению управляющего директора Prosperity Capital Management Алексея Кривошапко, рентабельность «Ленты» может стать риском для инвесторов: «Неясно, во-первых, почему показатель настолько высокий, во-вторых, сможет ли компания удерживать его».

Чистая прибыль «Ленты» в 2013 году выросла на 38%, до 7,1 млрд руб. (более $222 млн). В этом году прибыль может вырасти до $300 млн, что при нынешнем долге более $100 млн подразумевает мультипликатор в 17 P/E к оценкам банков-организаторов, отмечает господин Кривошапко. «Магнит» и «О’Кей» сейчас торгуются с мультипликатором 16 P/E, а X5 Retail Group с «Дикси» – с 10 P/E. Господин Кривошапко уверен, что инвесторам комфортнее иметь бумаги с более низким мультипликатором, поскольку «рынок все равно усреднит стоимость компании».

«Лента» решила выйти на биржу, когда лидеры своих отраслей – «Магнит» и «М.Видео» – фиксируют снижение потребительской активности. В минувшем декабре «Магнит» продемонстрировал самый низкий темп роста выручки за весь 2013 год, а у «М.Видео» он вообще был нулевым. В результате котировки ритейлеров падают: с начала года капитализация «Магнита» на Лондонской бирже уменьшилась на 19%, «О’Кей» – на 12% (индекс FTSE RIOB снизился за это время на 11%). Отрицательную динамику – на 19% – продемонстрировала и торгующаяся на Московской бирже «Дикси» (индекс ММВБ снизился на 4%). Выросли в цене на 1% лишь только акции Х5 Retail Group. Но «Лента», по словам ее гендиректора Яна Дюннинга, в отличие от прочих, видит «устойчивый потребительский спрос на российском рынке».

Евгения Перцева, Виталий Гайдаев, ИД «Коммерсантъ»

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами