Декоративное изображение
2 810

Поделиться

«Лента» почувствовала себя иностранкой

Сети придется согласовывать сделки с недвижимостью

Петербургский ритейлер «Лента», акции которого находятся на балансе кипрского офшора, перед IPO предупредил будущих инвесторов, что инициативы властей могут повлиять на темпы открытия новых магазинов. Розничную сеть больше всего настораживает идея Минэкономики ужесточить покупки иностранными компаниями земли и недвижимости.

В 2014 году «Лента» намерена открыть не менее 24 гипермаркетов и около 15 супермаркетов: на конец января сеть управляла 77 гипермаркетами и десятью супермаркетами. До 2016 года ритейлер намерен увеличить текущий объем площадей с 508 тыс. до 1 млн кв. м. Этими планами ритейлер поделился перед предстоящим IPO. Но в своем меморандуме для инвесторов (есть в распоряжении у “Ъ”) «Лента» указывает на возможные риски, которые усложнят покупку участков под новые магазины. Ритейлера настораживает разработанный Минэкономики законопроект «Об особенностях совершения сделок с недвижимым имуществом иностранными лицами…». Чиновники пытаются обязать всех иностранцев и юрлиц, где доля зарубежных владельцев превышает 50%, получать в уполномоченном органе письменное разрешение сроком на три года на сделку с недвижимостью. Власти, ужесточая требования при покупке иностранцами недвижимости, формально пытаются воспрепятствовать созданию этнических анклавов. На практике же это приведет к увеличению сроков оформления сделок с недвижимостью с участием нерезидентов минимум на месяц, прогнозировал ранее глава отдела исследований Cushman & Wakefield Денис Соколов.

Для «Ленты» этот вопрос оказался актуальным по двум причинам. Во-первых, 99% сети находится на балансе кипрской Zoronvo Holdings Ltd. Кроме того, как сообщает «Лента» в своем меморандуме, на конец 2013 года 90% магазинов сети находится в ее собственности, что позволяет компании хеджировать риски в случае резкого повышения со стороны владельцев недвижимости ставок аренды или одностороннего разрыва договоров найма.

«Лента», созданная в 1993 году в Санкт-Петербурге Олегом Жеребцовым, является в России шестой по объемам продаж торговой сетью. Выручка по итогам 2013 года – 144,3 млрд руб., рост сопоставимых продаж – 10%. Доля рынка компании составляет 1,3%, у лидера отрасли по выручке «Магнита» – 5,3% (данные JP Morgan).

Риск, описанный «Лентой», чисто теоретический, и он актуален не только для этой сети, но и для X5 Retail, головная структура которой зарегистрирована в иностранной юрисдикции, Metro, Auchan, считает начальник аналитического отдела УК «Капиталъ» Андрей Верхоланцев. По его мнению, благодаря тому что магазины находятся в собственности «Ленты», рентабельность сети по EBITDA превышает 11%, как и лидера отрасли «Магнита». У «Дикси», предпочитающей арендовать площади, этот показатель на уровне 6%, у X5, чей портфель недвижимости состоит как из арендованных площадей, так и собственных,– 8%, добавляет эксперт.

Пока же обнародованные «Лентой» риски не смущают инвесторов. В субботу Reuters со ссылкой на свои источники сообщил, что ритейлеру удалось полностью подписать книгу заявок. «Лента» намерена разместить 95,238 млн расписок (или 19,047 млн акций), что эквивалентно 22,1% уставного капитала. Свои акции намерены продать крупные владельцы сети – «ВТБ Капитал» (владеет 11,7% «Ленты»), TPG Capital (49,8%), ЕБРР (21,5%) и другие миноритарии (15,9%; их имена не раскрываются). Продавцы могут выручить в ходе IPO от $904 млн до $1,1 млрд. Вся сеть оценена примерно в $5,2–6,1 млрд, ценовой коридор размещения определен на уровне $9,5–11,5 за бумагу.

Менеджмент и члены совета директоров, владеющие совокупно около 1%, продавать свои акции не намерены. Более того, как следует из меморандума «Ленты», члены совета директоров и менеджмент могут по цене размещения выкупить расписки совокупно на $18 млн, но они не смогут продать бумаги в течение года. В этой программе участвуют члены совета директоров Джон Оливер, Майкл Линч-Белл, Мартин Эллинг, гендиректор сети Ян Дюннинг, директор по логистике Йорн Арнхольд и еще около 30 менеджеров. В «Ленте» от всех комментариев отказались.

Халиль Аминов, Евгения Перцева, ИД «Коммерсантъ»

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами