Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
"Лента" отпустила контрольный пакет
TPG, ВТБ и ЕБРР получили акции Августа Мейера
Американский фонд прямых инвестиций TPG, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и «ВТБ Капитал» выкупают около 44% сети «Лента» за $1,14 млрд у Августа Мейера и его партнеров, увеличивая свою совокупную долю до примерно 85%. Подписание сделки, которая готовилась больше месяца, ускорили после падения биржевых индексов в понедельник: за день российские продуктовые ритейлеры подешевели на бирже на 5–15%.
Вчера утром TPG, ЕБРР и «ВТБ Капитал» подписали мировое соглашение с крупнейшим акционером «Ленты» Августом Мейером, в котором закреплено намерение выкупить долю бизнесмена в сети — 40,6%, рассказал «Ъ» один из покупателей. Также в сделку вошел опцион на 1%, принадлежащий господину Мейеру. Из капитала «Ленты» выходят и его партнеры Дмитрий Костыгин, Сергей Ющенко и Глеб Огнянников, которые в совокупности владели 2,5%. Таким образом, всего было продано около 44% «Ленты».
Для сделки «Ленту» оценили в $2,6 млрд за вычетом долга на уровне $300 млн, то есть за 44% акций фонды заплатили примерно $1,14 млрд.
По итогам сделки TPG и «ВТБ Капитал» увеличат свой пакет с 30,8% до приблизительно 65%, при этом TPG станет контролирующим владельцем. Доля ЕБРР возрастет с 11% до примерно 20%, уточнил представитель ЕБРР Ричард Уоллис. Еще более 15% сохранят миноритарии.
В ближайшее время покупатели направят ходатайство на одобрение сделки в Федеральную антимонопольную службу.
В TPG и «ВТБ Капитале» от комментариев отказались.
«Лента» (управляется ООО «Лента», принадлежащим Lenta Ltd, зарегистрированной на Британских Виргинских островах) владеет 39 гипермаркетами в РФ, включая 14 в Санкт-Петербурге. Продажи в 2010 году — 70,6 млрд руб. (плюс 27% к 2009 году). Основные владельцы — Август Мейер (40,6%), «ВТБ Капитал» и TPG Capital (30,8%), ЕБРР (11%). По итогам 2010 года «Лента» — шестой по выручке продуктовый ритейлер в России.
Параметры сделки были согласованы около двух недель назад, но только после резкого падения биржевых индексов в понедельник продавец запустил процесс подписания сделки, рассказывает источник со стороны покупателя. В понедельник на российских и западных биржах ритейлеры резко подешевели: стоимость Х5 Retail Group за день на LSE снизилась на 5,5%, «Магнита» — на 4,8% на ММВБ, на 10,5% — в РТС и на 9,5% на LSE; «Дикси» — на 12% в РТС, на 15,1% — на ММВБ; «О`Кей» — на 2,7% на LSE. Вчера российские ритейлеры торговались по мультипликатору 7-13 EBITDA 2011 года, «Ленту» успели продать исходя из мультипликатора 10,5 EBITDA 2011 года, которая прогнозируется на уровне $246 млн.
Сделка ставит точку в корпоративной войне между господином Мейером и консорциумом TPG и «ВТБ Капитал», разгоревшейся летом 2010 года: стороны не смогли утвердить кандидатуру генерального директора, что вылилось в целую череду судебных разбирательств. Борьба доходила до вооруженной драки с участием бойцов ОМОНа. Вчера стороны договорились, что все судебные споры будут урегулированы после того, как Август Мейер с партнерами получат деньги за свои акции — ориентировочно в конце августа, говорит один из миноритариев «Ленты». После закрытия сделки продавцы покинут все посты в сети.
TPG и «ВТБ Капитал» выкупили 35,4% «Ленты» в разгар кризиса, в сентябре 2009 года, у основателя компании Олега Жеребцова, сделка тогда оценивалась в $110 млн. Затем фонд и банк продали небольшую часть своих акций господину Мейеру. С начала этого года господин Мейер был готов как выйти из этого бизнеса, так и выкупить долю TPG и «ВТБ Капитала», чтобы разрешить конфликт. Фонды предлагали устроить закрытый аукцион, который привел бы к увеличению доли одного из партнеров до контролирующей (см. «Ъ» от 29 марта). Параллельно покупкой «Ленты» интересовались владелец «Седьмого континента» Александр Занадворов, экс-гендиректор X5 Retail Group Лев Хасис и американец Стивен Линч, который в 2007 году выкупил Yukos Finance, «дочку» ЮКОСа (см. «Ъ» от 14 и 22 апреля).
Кристина Бусько, КоммерсантЪ
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.