Декоративное изображение
2 739

Поделиться

Лекарство от убытков

В 2012 году продажи 15 крупнейших международных фармацевтических компаний снизились на 1,4% — до $433 млрд. Основные проблемы — истечение патентов на многие популярные лекарства, конкуренция с производителями дженериков, а также отсутствие хорошо продающихся новых препаратов. Из-за этого многие фармацевтические компании вынуждены сокращать издержки, уменьшая выплаты врачам и расходы на проведение форумов и других мероприятий, рекламирующих их препараты, и увольняя сотрудников. При этом, по мнению экспертов, в целом в 2013 году продажи фармацевтических компаний все же вырастут на 1%.
Истечение патентов и другие неприятности
Как сообщает фармацевтический сайт Pharmabiz.com, в 2012 года продажи 15 крупнейших международных фармацевтических компаний (Novartis, Pfizer, Sanofi, Merck, Roche, GlaxoSmithKline, AstraZeneca, Johnson&Johnson, Abbot, Eli Lilly, Teva Pharmaceutical, Bristol-Myers Squibb, Amgen, Bayer и Baxter International) снизились на 1,4% — до $433 млрд (с $439 млрд в 2011 году). Прибыль до уплаты налогов снизилась более чем на 4% — с $120 млрд до $115 млрд. Особенно сильное снижение показали американская Bristol-Myers Squibb (66,5%), британская AstraZeneca (37,6%) и израильский производитель дженериков Teva (38,5%). Также снизилась прибыль компаний Pfizer, Bayer и GlaxoSmithKline.
Основные причины этого — истечение многих патентов на популярные лекарства, конкуренция с производителями дженериков и проблемы с разработкой новых препаратов.
В течение последних лет Pfizer потеряла исключительные права на несколько препаратов-бестселлеров — Lipitor, Xalatan, Aromasin, Geodan и Detrol. Препарат Lipitor, применяющийся для снижения уровня холестерина в крови, после истечения срока патента в ноябре 2011 года перестал быть самым продаваемым лекарством в мире, уступив это место противоревматическому препарату Humira, производимому Abbott. Пика продаж Lipitor достиг три года назад — $13 млрд; после истечения срока патента в 2012 году его продажи снизились более чем в три раза — до $3,9 млрд. Pfizer потеряла в прошлом году лидерство по продажам, уступив первое место швейцарской Novartis.
Та же тенденция сохраняется и в начале этого года. Прибыль крупнейшей британской фармацевтической компании GlaxoSmithKline за первый квартал упала на 6% — до £1,93 млрд ($2,95 млрд) с £2,05 млрд в прошлом году. Продажи упали на 3%, до £6,47 млрд. Продажи второй британской фармацевтической компании AstraZeneca упали в первом квартале на 13% — до $6,39 млрд. Операционная прибыль упала на 25%, до $2,32 млрд. Продажи бестселлера 2011 года Crestor, производимого компанией, упали на 11% — до $1,3 млрд. Продажи препарата для лечения острого психоза и шизофрении Seroquel, срок действия патента на который истек в марте прошлого года, упали на 60% в сравнении с тем же периодом 2011 года — до $449 млн за квартал. "Как и ожидалось, показатели первого квартала отразили потерю исключительного права на некоторые важные продукты",— заявил глава компании Паскаль Сорио. К концу следующего года истекут патенты AstraZeneca еще на несколько лекарств, прибыль от которых составляет до 40% от общего объема продаж. В декабре прошлого года истек патент на антидепрессант компании Eli Lilly Cymbalta; в марте 2014 года истечет и патент на лекарство от остеопороза Evista, эти два препарата являются самыми популярными лекарствами, производимыми Eli Lilly, в прошлом году они принесли компании 43% из $11,8 млрд продаж в США.
Падают и продажи крупнейшего производителя дженериков израильской компании Teva. В первом квартале выручка компании упала на 3,9% — до $4,9 млрд, в том числе выручка от продажи дженериков упала на 12%, до $2,31 млрд. Особенно сильно упали продажи брендированного препарата компании Provigil, патент на который истек в США в прошлом году,— на 92%, до $24 млн. По оценке рейтингового агентства Moody`s, хотя производители дженериков продолжат в этом году получать выгоду от истечения сроков патентов на многие лекарства, масштаб ее уменьшится в сравнении с 2011-2012 годами. Хотя использование дженериков во всем мире растет, рост их прибыли ограничивается падением цен на лекарства и ростом издержек из-за необходимости производить более сложные препараты.
Хотя швейцарская Novartis показала рост прибыли в первом квартале на 7% — до $3,25 млрд, это произошло в основном за счет того, что производителю дженериков Ranbaxy Laboratories пока не удалось получить разрешение Управления по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов США (FDA) на дженерик второго по популярности лекарства Novartis — Diovan от гипертензии, срок патента которого истек. Самые продаваемые продукты компании — Diovan и лекарство от рака Gleevec — принесли в прошлом году $9,1 млрд. По оценкам экспертов, к 2015 году, к которому истекут патенты на оба препарата, они могут принести компании всего $5,2 млрд.
Как сократить издержки
Снижение выручки заставляет компании сокращать издержки. Одним из ожидаемых методов их снижения стали увольнения. AstraZeneca в марте объявила о намерении сократить около 5 тыс. сотрудников (9% от общего числа) в течение ближайших трех лет. Eli Lilly в рамках реструктуризации увольняет в США 30% менеджеров по продажам (около 1 тыс. человек). В конце апреля Novartis объявила о намерении уменьшить число сотрудников на 300 человек за счет увольнения 40% работников на заводе компании в штате Небраска в течение ближайших двух лет.
Еще одним способом снижения издержек в данном случае стало значительное уменьшение выплат фармацевтических компаний врачам и уменьшение расходов на рекламные мероприятия. Эти затраты, например, снизили Pfizer и GlaxoSmithKline. Выплаты Pfizer медицинским специалистам составили в 2012 году $173,2 млн, снизившись на 11% в сравнении с 2011 годом. GlaxoSmithKline снизила выплаты врачам на 20% — до $97,1 млн. Также снизил выплаты врачам крупнейший производитель дженериков Teva — на 11%, до $28,1 млн.
Pfizer сократила расходы на форумы и другие мероприятия, на которых врачам рассказывают о препаратах, на 60%. В прошлом году на таких форумах, проведенных компанией, выступили всего 1539 врачей против 3569 в 2011 году. Средняя плата выступающим снизилась до $5380 с $6110. Как заявила The Wall Street Journal директор подразделения интенсивной хирургии Медицинского центра Уайла Корнелла в Нью-Йоркской пресвитерианской больнице Сумитра Ичемпати, которая выступает от лица Pfizer на медицинских форумах, выплаты ей сократились с $32,6 тыс. в 2011 году до $6 тыс. в 2012-м.
В борьбе за снижение издержек фармацевты прибегают ко всем доступным методам. Eli Lilly в начале этого года единовременно заработала $495 млн от продажи прав вне США на лекарство от диабета компании Amylin Pharmaceuticals. Также компании прибегают к избавлению от не слишком прибыльных подразделений. GlaxoSmithKline собирается продать свои бренды напитков Lucozade и Ribena. По мнению аналитиков Deutsche Bank, сделка может принести компании до £2,5 млрд. Pfizer также планирует продать свое ветеринарное подразделение Zoetis (см. колонку на этой странице).
Еще один возможный ответ — создание новых лекарств. Но в этом отношении существуют свои проблемы. Как сообщает Pharmabiz.com, расходы на научно-исследовательскую деятельность (R&D) выросли в 2012 году у 15 крупнейших фармацевтических компаний всего на 3,5% — до $86,5 млн. Как сообщает аналитик GlobalData Адефеми Аденуга, число новых молекулярных субстанций (NME), одобренных Управлением по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов США, снизилось за последние 15 лет на 34% — с 41% в 1997 году до лишь 35% в 2012 (см. колонку). Некоторые компании сужают спектр разработки новых препаратов несколькими направлениями. Например, AstraZeneca собирается сконцентрироваться на трех направлениях научно-исследовательской деятельности — разработке препаратов для лечения рака, болезней сердечно-сосудистой системы и нарушений обмена веществ, а также респираторных, аутоиммунных и воспалительных заболеваний. Также компания надеется улучшить свои позиции "на рынке неинсулиновых препаратов для лечения диабета при помощи альянса с компанией Bristol-Myers Squibb".
Проблема не только в недостаточном количестве новых препаратов, но и в том, что их бывает непросто вывести на рынок. По информации Pharmabiz.com, Novartis, GlaxoSmithKline, AstraZeneca, Roche и другие фармацевтические компании заявляют, что у них есть новые препараты, но внедрение их на рынок идет довольно медленно. Так, Eli Lilly заявила, что разработанный ею антитромботический препарат Effient, продажи которого начались еще в 2009 году, пока не оправдал ожиданий.
В этой ситуации, говорят эксперты, компании могут уходить от традиционной практики выпуска лекарств-блокбастеров в пользу менее популярных и распространенных — нишевых препаратов. "Производители разрабатывают и запускают инновационные лекарственные препараты в таких сегментах, где есть меньше более дешевых аналогов, даже если у таких специализированных препаратов меньше защитных патентов",— отметил в интервью "Ъ" Дэвид Ридли, профессор Школы бизнеса Фукуа при Дюкском университете в Дареме (Северная Каролина, США). Он считает: "Сдвиг в сторону нишевых препаратов и/или препаратов для лечения редких и/или очень тяжелых заболеваний (орфанные препараты) является правильной мерой. Такие орфанные препараты выписывают узкие высококвалифицированные специалисты, а не специалисты общего профиля. Поэтому у таких препаратов не может быть массовых продаж".
Вернуться к прибыли
Рейтинговое агентство Moody`s ожидает, что фармацевтические компании в 2013 году вернутся к росту прибыли. Об этом говорится в отчете "Мировая фармацевтическая отрасль. Возвращение к росту прибыли сохраняет стабильный прогноз", вышедшем 23 апреля. Вице-президент агентства и автор отчета Мари Фишер-Сабатье заявила: "Мировая фармацевтическая отрасль, скорее всего, вернется к росту прибыли в 2013 году, когда истекают лицензии у меньшего числа лекарств-бестселлеров в сравнении с прошлым годом. Ожидается, что прибыль до уплаты налогов фармацевтических компаний вырастет в среднем на 1%. Мы также ожидаем дальнейшего ускорения роста прибыли в 2014 году, когда уменьшится негативный эффект истечения срока патентов".
Согласно отчету Eli Lilly, не в последнюю очередь за счет сокращения издержек ее чистая прибыль выросла в первом квартале на 53% — до $1,55 млрд. Как заявил глава компании Джон Лехляйтер, компания рассчитывает на новые лекарства, которые должны помочь восстановить рост. В этом году компания планирует получить одобрение FDA на пять новых лекарств. GlaxoSmithKline также рассчитывает на получение в этом году одобрения регулятора на шесть препаратов, в связи с чем надеется на повышение продаж на 1%. Уже в мае должно быть вынесено решение FDA по препарату для лечения заболеваний легких Breo Ellipta. По мнению аналитика Тима Андерсона из Sanford C. Bernstein, продажи этого препарата в 2020 году могут достигнуть £703 млн. Компания Bayer ожидает роста продаж на 4-5% в 2013 году. Она в последнее время начала продажи нескольких новых препаратов, в том числе лекарства от тромбов — Xarelto, болезней глаз — Eylea и рака — Stivarga. Bayer ожидает, что пять новых препаратов в 2015 году принесут компании более €2,5 млрд.
С этим согласен и профессор Ридли. "В целом я придерживаюсь оптимистичных прогнозов в отношении биотехнологической и фармацевтической индустрий. Некоторые эксперты с тоской оглядываются на оживленный период 1990-х годов, когда на рынок выходило большое количество новых препаратов, а акции фармацевтических компаний были очень дорогими. Но рост рынка в 1990-х годах был, пожалуй, исключением... Котировки всех десяти крупнейших фармпроизводителей и сейчас уже ведут себя лучше, чем индекс S&P 500",— заявил он "Ъ".
У нас
Крупнейшим фармпроизводителям в России жаловаться на спад в продажах в настоящее время не приходится. Так, лидер отечественного рынка лекарств "Фармстандарт" (ТМ "Арбидол") последние годы непрерывно улучшал свои финансовые показатели: в 2012 году он увеличил выручку на 20,5%, до 51,4 млрд руб.), а чистую прибыль на 12,8%, до 10 млрд руб. Другой крупный российский производитель лекарств — фармфирма "Сотекс"" (входит в группу "Протек") в 2012 году увеличила выручку на 11,9%, до 6,2 млрд руб. (данные по чистой прибыли отсутствуют).
Факторы, которые влияют на снижение прибылей у мировых лидеров фарминдустрии, для российских компаний не столь актуальны. Большая часть их продукции — это дженерики, на оригинальные препараты, по оценке Центра социальной экономики, сейчас приходится только около 20% всех лекарств отечественного производства. Заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков отмечает, что российские компании при этом почти не вкладываются в R&D, тогда как на Западе производители могут тратить на них 15-20% от выручки, а в отдельных случаях и до 50%.
Кроме того, обращает внимание господин Глушков, в России фармкомпании имеют заметно большую маржу. "Это связано с тем, что основным покупателем их продукции по-прежнему является конкретный потребитель, который купит лекарство по любой цене. В США и в Европе закупками лекарств занимается главным образом государство или страховые компании — им навязать высокие цены не так-то просто",— говорит господин Глушков. При этом, продолжает он, рентабельность по чистой прибыли у российских и иностранных компаний остается примерно на одном уровне, что объясняется экстремально высокими расходами отечественных производителей на продвижение своих препаратов. У того же "Фармстандарта", например, в первом полугодии 2012 года маркетинговые расходы и расходы на рекламу и продвижение увеличились в полтора раза — до 998,7 млн руб.
Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк среди негативных факторов, влияющих на доходы российских фармпроизводителей, выделяет, в частности, высокие налоги, а также дорогие кредиты на развитие производства и R&D. Экономить же, по его словам, они пытаются на субстанциях, что снижает качество выпускаемых лекарств.
Яна Рождественская, Олег Трутнев КоммерсантЪ 
Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами