Декоративное изображение
2 785

Поделиться

Лекарства застряли в очереди

Фармкомпании и Минздрав разошлись во взглядах на их госрегистрацию

Минздрав обвинил зарубежные фармкомпании в сознательном срыве регистрации цен на жизненно важные лекарства, чтобы создать ажиотажный спрос и «цинично зарабатывать деньги на пациентах». В обвиненной в завышении вдвое цены на препарат «Зовиракс» компании «ГлаксоСмитКляйн» утверждают, что поданная в 2011 году для регистрации цена была ниже прошлогодней. Со своей стороны, участники рынка отмечают, что методика расчета предельных цен иностранных производителей не учитывает особенностей рынка РФ, где компаниям приходится больше вкладывать в продвижение препарата, так как решение о его покупке принимает пациент.

Начатая Минздравом осенью 2010 года регистрация предельных цен производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) на 2011 год, которую Минздрав осуществляет с осени прошлого года, проходит со скандалом. Министерство обвиняет зарубежных фармпроизводителей в сознательном срыве процедуры регистрации лекарств, чтобы создать ажиотажный спрос. По мнению чиновников, причина такого поведения фармкомпаний кроется в падении их продаж на зарубежных рынках. Как сообщает Минздрав, в ходе госрегистрации фармкомпании выставляют цены, которые завышены в два–четыре раза по сравнению с теми ценами, по которым они продают свои лекарства в других странах. В частности, по мнению ведомства, компания «ГлаксоСмитКляйн» представила к регистрации препарат «Зовиракс» по вдвое завышенной цене. Как рассказали “Ъ” в Минздраве, завышенные цены представили многие как отечественные, так и зарубежные фармкомпании. Некоторые из них уже снизили цены и подали повторные заявки на регистрацию цен.

«Это циничное зарабатывание денег на пациентах, которым жизненно необходимо принимать лекарства каждый день, на больных астмой, сахарным диабетом»,— говорит директор департамента госрегулирования обращения лекарственных средств Минздрава Марат Сакаев, сетуя, что социальная ответственность бизнеса — «это только пустые слова». По его словам, Минздрав делает все возможное, чтобы не допустить нехватки лекарств и не позволить компаниям выставлять завышенные цены, чтобы «заработать сверхприбыли на здоровье россиян».

Напомним, госрегулирование цен ЖВНЛП началось в РФ в апреле 2010 года. В обновленный перечень ЖНВЛП на 2011 год вошло 522 международных непатентованных наименований (МНН), в том числе 37 дополнительно.

Согласно обновленной методике расчета предельных цен производителей, цены для иностранных препаратов регистрируются на основе данных о минимальных ценах в странах-производителях и государствах, где зарегистрированы препараты. В цену также включаются транспортные и таможенные расходы. При этом госрегистрации подлежат цены на все незарегистрированные в прошлом году, а также вновь вошедшие в список препараты.

В компании группы «ГлаксоСмитКляйн» утверждают, что со своей стороны регистрацию не затягивали — все досье на препараты компании, входящие в ЖНВЛП, были поданы сразу же после вступления в силу новой методики. В компании ссылаются на значительные различия в стоимости лекарств на разных рынках: так, в Германии, Швейцарии и Франции цены на одни и те же препараты в среднем почти вдвое выше, чем в РФ, а в Болгарии, Румынии и Белоруссии ниже — из-за значительной девальвации национальных валют в связи с кризисом. Что же касается цены на «Зовиракс», то во Франции цена на препарат на 49% выше, чем в России, в Финляндии — на 39%, в Великобритании — на 31%, в Сингапуре — на 35%. В Испании, Пакистане, Индонезии и ЮАР цена ниже, но чаще всего незначительно. «В России, таким образом, цена на препарат находится на среднем уровне по сравнению с другими странами мира. По сравнению с 2010 годом поданная на регистрацию в России цена на препарат “Зовиракс” снижена на 5–10%, в зависимости от формы выпуска»,— утверждают в компании.

На РФ приходится менее 2% глобального рынка лекарств, поэтому заявление о зарабатывании сверхприбылей звучит странно, уточняет исполнительный директор Союза профессиональных фарморганизаций Геннадий Ширшов. Дополнительные сложности у компаний, по его словам, возникают из-за незначительных отличий цен, указанных в заявках на регистрацию, от цен в грузовых таможенных декларациях, которые заполняются импортерами автоматизированно. В результате поставщики вынуждены добиваться точного соответствия цен, вручную переоформляя досье, что также вызывает задержки регистрации и дальнейших поставок.

При этом участники рынка, в свою очередь, высказывают претензии к несовершенной, по их мнению, методике Минздрава для расчета предельных цен производителей — в ней, в частности, не учитываются особенности фармрынка РФ, при которых необходимы большие затраты на продвижение препарата. «В отсутствие системы возмещения стоимости препарата решение о покупке лекарства принимает пациент, чего нет в большинстве европейских стран. Поэтому лекарства в России стоят дороже»,— говорит заместитель гендиректора «Штада» (Stada CIS) Иван Глушков.

Дарья Николаева, КоммерсантЪ

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами