Декоративное изображение
3 118

Поделиться

Лекарства сделали шаг к свободной продаже

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга отказались поддержать обращение Фармацевтической ассоциации Санкт-Петербурга и Северо-Запада, которая настаивала на том, что реализация лекарств, даже отпускаемых без рецепта, не может быть допущена в обычных магазинах.

Таким образом, можно говорить о том, что получила очередное косвенное одобрение инициатива Минпромторга, направившего в правительство предложение внести поправки в проект закона «Об обращении лекарственных средств», разрешающие продажу безрецептурных лекарств в магазинах розничной торговли. Это предложение было поддержано Федеральной антимонопольной службой (ФАС), указавшеей, что его реализация повысит доступность лекарств для населения и создаст предпосылки для снижения цен на них.

На ФАС после этого была возложена задача разработать список лекарственных средств, которые сети могут продавать. Согласно официальным сообщениям, список уже составлен, но Минпромторг отказывается его обнародовать.

Между тем фармацевтическое сообщество, а также Минздрав и Росздравнадзор осудили предложение Минпромторга. По мнению врачей и фармацевтов, в магазинах не могут соблюдаться необходимые условия реализации медикаментов, а некомпетентные продавцы поставят под угрозу здоровье потребителей лекарств.

Зато у Минпромторга появился неожиданный союзник ― Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП), которая предложила включить в список торговых объектов, имеющих право продавать безрецептурные лекарственные препараты, розничные сети по продаже периодической печатной продукции.

Розница с подводными камнями

Мнения экспертов по поводу инициативы Минпромторга различны. В интервью BFM.ru ведущий аналитик центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов указал, что не видит ничего предосудительного в том, чтобы реализовывать какие-то медикаменты в магазинах, это удобно потребителям, и подобная практика уже много лет существует в США и Европе: «Это уже сложившаяся мировая практика, и мы к этому идем, и плохого в этом ничего нет».

Однако эксперт указал на две проблемы, которые таит в себе такая практика. Прежде всего, в России другая категорийность лекарственных препаратов, нежели на Западе. «Все, что в России считается безрецептурным препаратом, в Европе и на Западе довольно давно отнесли к рецептурным препаратам», ― пояснил он. Во-вторых, россияне гораздо более склонны прибегать к самолечению, что чревато возможными осложнениями любой болезни. «В Европе потребитель, покупающий аспирин на заправке, понимает, что ему нужен именно аспирин, потому что его лечащий врач объяснил ему, что в таком-то состоянии в определенное время нужно принять таблетку аспирина, ― объясняет Мелик-Гусейнов. ― У нас же потребитель, приходя в аптеку, покупает таблетку аспирина в лучшем случае, а в худшем ― антибиотик, который он сам себе ее назначил. У человека может быть 4-я степень рака, а он все лечится аспирином безрецептурным».

Впрочем, продажа аспирина в обычных магазинах ― это лишь предположение, поскольку список разрешаемых к продаже лекарств пока не обнародован. Выяснить, какие именно препараты вошли в него, попытались представители фармацевтической ассоциации, пишет новостной ресурс «Деловой Петербург». Председатель фармацевтической ассоциации Санкт-Петербурга Татьяна Зайченко официально направила соответствующий запрос в Минпромторг, но там ей сообщили, что пока эти сведения не предназначены для публикации.

Секретный лечебный список Эксперты полагают, что в список войдут безрецептурные препараты и БАДы. По данным «Фармэксперта», стоимостной объем рынка безрецептурных препаратов составляет в России около 5 млрд долларов. Объем рынка БАДов с учетом сетевого маркетинга ― около 5 млрд долларов, реализация через организованную розницу ― около 1 млрд долларов. При этом БАДы и безрецептурные лекарства составляют в среднем 50% от аптечных продаж.

По мнению Давида Мелик-Гусейнова, в результате продуктовые сети могут что-то и выиграть в плане увеличения оборота; очевидно также, что аптечные точно проиграют. «Продажа лекарств в магазинах возможна лишь в крупных городах РФ. А вопросы доступности медикаментов в крупных городах априори не стоят ни перед фармацевтическим рынком, ни перед потребителем, ― говорит эксперт. ― Кроме того, логистика и хранение лекарственных средств требуют особенного внимания, но даже если опустить эти моменты, непонятно, как ритейлеры будут уничтожать лекарства при необходимости. Если производитель отзывает какую-то партию или у продукта истек срок годности, его нельзя вывезти за пределы Москвы и просто закопать. Это химические вещества, которые наносят серьезный вред экологии. Для уничтожения есть специальная процедура с очень жестким подконтрольным регламентом».

В торговле по этому поводу царит сдержанный оптимизм. Директор союза независимых сетей Ирина Канунникова настроена уверенно: «Мы уже фактически на этом рынке, потому что презервативы и диабетические продукты относятся в аптечным товарам. Дополнительных затрат все это, конечно, потребует, но, естественно, никто не будет работать себе в убыток».

Кроме того, по мнению Ирины Канунниковой и ее коллег, если сетям будет позволено продавать лекарства, цены на них снизятся за счет того, что объем точек для поставщиков увеличится, повысится уровень доходности, и возникнет ресурс для дополнительного маневра в цене.

Хуже всего придется мелким аптекам. Давид Мелик –Гусейнов полагает, что в случае изменений правил игры аптеки потеряют часть оборота, а мелкие игроки рынка и вовсе закроются. «Есть большая вероятность, что маленькие аптеки закроются, потому что они развиваются за счет собственных оборотных средств, а когда это все разразится, нужно будет переходить в какие-то новые форматы, а это всегда требует больших начальных инвестиций. Сети, конечно, выживут», ― резюмирует он. www.bfm.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами