Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Легализацию не остановить - таможня празднует победу над серостью
Борьба таможенников за обеление импорта увенчалась первой большой победой. В 2006 г. неучтенный ввоз товаров перестал расти, а легальный — увеличился на 39,3%. Это лишь начало, уверены таможенники. Им еще есть над чем работать: в прошлом году в страну нелегально ввезено товаров на $28,5 млрд.
Вчера Федеральная таможенная служба (ФТС) опубликовала статистику внешней торговли за 2006 г. “Ведомости” сопоставили ее с данными платежного баланса, который учитывает не только официальный, но и серый импорт. Оказалось, что разница между объемом задекларированных и реально ввезенных товаров в 2006 г. — самая низкая за 10 лет. Если в 1996 г. неучтенный импорт доходил до 44,7% от официального, то в прошлом году он резко уменьшился сразу до 20,7% (в 2005 г. — 29%).
По оценке Центрального банка, в январе — сентябре 2006 г. серые импортеры ввезли в страну товаров на $21,4 млрд. Данные за весь год еще не опубликованы, но, если предположить, что в октябре — декабре тенденция не менялась, неучтенный импорт в 2006 г. составит $28,5 млрд (в 2005 г. — $28,6 млрд). Через таможню импортеры легально ввезли товаров на $137,5 млрд.
ЦБ оценивает объемы серого импорта по методике платежного баланса, рассказывает источник в ЦБ. Количество проданных через розничную торговлю товаров сравнивают с объемами их внутреннего производства и официальным импортом. “Разницу и составляет неучтенный импорт”, — объясняет он и добавляет, что резкое сокращение неучтенного импорта статистика отразила почти сразу после прихода нового руководителя ФТС.
Андрей Бельянинов, нынешний директор ФТС, занял этот пост после того, как в апреле прошлого года ФТС была переподчинена напрямую правительству из ведения Минэкономразвития. Бывший гендиректор “Рособоронэкспорта” должен был навести порядок в службе, сотрясавшейся от коррупционных скандалов.
Таможенники считают успех закономерным. ФТС еще в 2005 г. начала запрашивать у иностранных производителей товаров информацию о ценах, говорит сотрудник службы. Но если в начале 2006 г. в распоряжении российских таможенников была ценовая информация только от 34 компаний-производителей, то сейчас уже от 183. “А эта информация существенно повышает собираемость таможенных платежей”, — объясняет он. Например, в 2006 г. средняя декларируемая стоимость мобильного телефона увеличилась в 1,45 раза (до $144,7), а платежи за ввезенные аппараты увеличились в 2,9 раза. То же самое происходит с бытовой техникой: в прошлом году средняя декларируемая цена на цветные телевизоры и ноутбуки выросла в 1,5 раза, холодильники — на 16%, стиральные машины — на 14%.
Бельянинов объяснял в интервью “Ведомостям”, что все больше компаний стремятся работать вбелую, поскольку “в условиях неформальных договоренностей” работать стало опасно и невыгодно.
В последнее время идет буквально вал новых клиентов, которые просят помочь им перейти на белый импорт, рассказывает руководитель таможенной практики юркомпании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Владимир Чикин: импортеры в массовом порядке переходят на прямые поставки, “без прокладок и однодневок”. Игры с таможенной стоимостью тоже выходят из моды, уверяет консультант.
Таможенники, с одной стороны, ужесточают контроль, а с другой — упрощают процедуры таможенного оформления, объясняет эксперт Экономической экспертной группы Игорь Беляков. Уменьшению серого импорта серьезно помогло обнуление импортных пошлин на технологическое оборудование, продолжает он: с апреля по нулевым ставкам ввозится оборудование почти по 630 товарным позициям.
“У импортеров больше нет необходимости выдавать ядерные реакторы за банки с зеленым горошком”, — иронизирует Чикин.
Импорт машин и оборудования в прошлом году рос быстрее всех остальных товаров — примерно на 60% в квартал, сообщает Валерий Миронов из Центра развития, столь же быстро увеличивался только официальный импорт текстиля и обуви: с февраля 2006 г. резко ужесточились правила ввоза товаров физическими лицами и многим челнокам пришлось свернуть бизнес.
Движущей силой легализации импорта стали крупные торговые сети, считает проректор Высшей школы экономики Вадим Радаев. Они отказываются торговать продукцией, ввезенной по сомнительным схемам, и рынок постепенно отказывается от рискованных способов экономии. Радаев изучает процесс легализации импорта с 2001 г. и уверен, что успех 2006 г. был заложен еще несколько лет назад, а нынешнее руководство таможни лишь продолжает дело предшественников.
В 2007 г. легализация продолжится, ее уже не остановить, прогнозирует эксперт.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?