Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
2 311
Поделиться
Ларьки получили защиту
Антитабачный законопроект, подготовленный в том числе депутатами Николаем Герасименко и Ольгой Борзовой, не нашел поддержки в Кремле. В распоряжении прессы оказался отзыв государственно-правового управления президента на проект федерального закона «Об ограничении потребления табака». В нем чиновники отметили ряд недостатков законодательной инициативы, причем больше всего нареканий вызвало предложение о запрете торговли сигаретами в ларьках.
Отзыв из администрации президента на законопроект об ограничении потребления табака был отправлен председателю комитета Госдумы по охране здоровья Ольге Борзовой в ноябре.
В письме президентская администрация называет ряд положений статьи 2 законопроекта «спорными и требующими уточнения». К примеру, вызывают нарекания такие термины, как «окружающий табачный дым», «рабочее место» и равнозначность понятий «продажа» и «реализация». Это можно назвать недостатками законопроекта, которые в новой редакции авторы имеют возможность исправить.
Однако основная претензия, которая может свести на нет всю законодательную инициативу комитета по охране здоровья, касается ограничения мест торговли табаком. Напомним, депутаты предлагали запретить продажу сигарет в ларьках и маленьких магазинах, в том числе формата «у дома», площадью менее 50 кв. м. По подсчетам экспертов, на такие точки приходится до 75% объема табачной торговли в России. В октябре соавтор законопроекта Николай Герасименко рассказывал о намерении скорректировать текст: предполагалось сохранить за ларьками право торговли сигаретами в случае получения ими специальной лицензии.
Были ли действительно внесены такие изменения в законопроект, неизвестно: обновленный документ общественности не представлен. Судя по отзыву администрации президента, на рассмотрении в Кремле находилась первая версия документа. «Учитывая, что вредное воздействие на здоровье табака не зависит от того, приобретен ли он в крупном магазине или киоске, введение данной ограничительной нормы представляется искусственной мерой», — говорится в заключении.
В администрации президента считают, что на практике это может привести к «преимуществам в этом сегменте рынка для крупных торговых сетей» и потере части дохода мелких предпринимателей и местных бюджетов. Помимо этого в Кремле опасаются возвращения к практике лихих 90-х, когда табачными изделиями торговали с рук с соответствующим контролем за незаконными действиями со стороны милиции.
Против предложенных ограничений выступают и табачные компании. Директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый уверен, что запрет на продажу сигарет в ларьках и магазинах малой площади не решит проблему подросткового курения в стране, а обернется потрясением для предприятий мелкой розничной торговли. «На наш взгляд, более эффективным способом решения проблемы продажи сигарет несовершеннолетним могло бы стать увеличение штрафов за нарушение правил продаж, а также, в качестве исключительной меры, административное приостановление торговой деятельности на определенный срок», — замечает собеседник.
Ритейлеры тему законопроекта не комментируют. При этом на табачном рынке уверены, что поправка о запрете продажи сигарет в маленьких магазинах была инициирована крупными торговыми сетями. По данным «Nielsen Россия», в 2009 году на супермаркеты приходилось всего 7,8% продаж сигарет в стоимостном объеме и 6,5% в натуральном выражении. Неудивительно, что розничные гиганты стремятся увеличить свою долю на рынке, объем которого ассоциация «Табакпром» оценивает в 15 млрд долл.
Николай Герасименко уверен, что в негативном ответе со стороны администрации президента виноваты табачные лоббисты. «Они переврали все!» — горячится депутат. По его словам, авторы законопроекта трудятся над ним «в рабочем порядке», учитывая все замечания. Собеседник не исключает, что до конца года подкорректированный законопроект будет внесен в Госдуму, как и планировалось раньше.
RBC daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?