Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Л. Хасис: "Дьявол — в деталях"
Глава Х5 Retail Group Лев Хасис о перечне социально значимых продуктов питания
Перечень социально значимых продуктов первой необходимости — одно из требований нового закона «О торговле». Это тот самый документ, который содержит описание продовольственных товаров, цены на которые в чрезвычайных ситуациях могут регулироваться государством и на часть которых при их закупке устанавливаются запреты на применение объемных скидок. Минпромторг уже разработал и передал на изучение и согласование в правительство проект постановления, который содержит и утверждает перечень таких социально значимых продуктов.
Скорее всего, списков социальных продуктов будет два. Список №1 — перечень отдельных видов социально значимых продуктов первой необходимости. Сейчас он включает в себя основную часть продовольственной корзины россиян: хлеб, молоко, масло, мясо, сахар, соль, чай — всего 23 наименования. Анализируя качество списка, могу отметить, что в целом понимание темы у правительства появилось и последняя версия списка №1 хотя и не лишена недостатков, вполне сбалансирована.
Относительно необходимости такого списка соглашусь, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации власти действительно должны принимать меры по ликвидации негативных для населения последствий, в том числе сдерживать слишком резкий рост цен на продукты. Например, в условиях засухи любыми средствами сдерживать цены на воду. Однако, получив такое право, пользоваться им надо достаточно осторожно и вдумчиво, тщательно анализируя причины и, что важно, профессионально оценивая последствия такого прямого регулирования. Иначе, продолжая аналогию, может возникнуть ситуация, когда вода может исчезнуть вообще.
В проекте списка №2 — продукты, за которые торговля не сможет требовать от поставщиков объемные скидки. В целом, размышляя над списком №2, испытываешь некоторую неловкость. Изначально речь шла о социально значимых товарах, то есть о защите потребителя, особенно малоимущего. И главный механизм защиты — минимизировать розничные цены, сделать самые необходимые продукты максимально доступными. Чтобы иметь возможность продавать товары дешево, у торговли должны быть возможность и права (!) получать на такие товары максимально возможные скидки у поставщиков и за счет этого снижать розничную цену. Теперь для ряда товаров это будет запрещено. Парадокс.
Складывается ощущение, что в какой-то момент произошла подмена понятий. Сейчас, по сути, список №2 не про социально значимые товары для потребителей, как это задумывалось, а про социально значимых производителей, которых нужно защитить. От кого? Видимо, от покупателей. В связи с этим второй список существенно короче: курятина, молоко, ржаной и пшеничный хлеб. Но не всех видов, а только соответствующие конкретным ГОСТам.
В ближайшее время постановление правительства, утверждающее списки, будет согласовано, а пока идет процесс обсуждения, потому что, как говорится, дьявол — в деталях. Например, как быть с куриными окорочками? Вносить ли в списки водку и сигареты? Многие считают эти товары очень даже социально значимыми... И таких вопросов немало. Не зря существует поговорка Retail is details («Торговля — это детали»). Сущность конкуренции в современной торговле — борьба за нюансы, за мелочи, за сотые доли процента маржи и издержек, то есть за детали. Соответственно, и процесс регулирования торговли должен учитывать их бесконечное количество.
Можно, конечно, как это предлагают сделать некоторые горячие головы, не обращать на детали внимания и действовать по проверенному правилу: лес рубят — щепки летят, но все же лучше подойти к вопросу взвешенно, учитывая интересы всех сторон, начиная с покупателей. Надеюсь, так и будет, ведь учитывая важность документов, в их согласовании принимает участие рабочая группа под руководством первого вице-премьера Виктора Зубкова, в которую помимо представителей отраслевых министерств и Федерального собрания входят также производители продуктов питания и торговые сети. www.rbcdaily.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?