Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
3 969

Поделиться

Квасу прочат большое будущее

Прошлый сезон был не самым удачным для производителей безалкогольных напитков. Аномально холодное в Европейской части лето помешало реализовать планы по росту продаж на 30% — он составил лишь 10%. В этом году производители надеются на солнечную погоду и увеличение показателей по сравнению с прошлым годом. Такой прогноз они делают, исходя из результатов первого квартала года и того, что до сих пор серьезного снижения потребления напитков они не заметили.

Объем российского рынка безалкогольных напитков в натуральном выражении исследовательская компания BusinesStat оценила на конец прошлого года в 6,2 млрд литров. Если говорить о деньгах, то, по оценке Союза производителей безалкогольных напитков, объем рынка составляет примерно 2 млрд долларов.

Как рассказал BFM.ru президент Союза Дмитрий Петров, до начала кризиса рынок успешно развивался: его прирост составлял около 15% в год. «Наиболее активно растущим сегментом был квас, а кроме того хорошо росли энергетические напитки и холодные чаи. Но последние показывали такой рост в основном за счет своей новизны для нашей страны».

Говоря об импорте прохладительных напитков, Дмитрий Петров заметил, что тенденция прошлых лет никак не изменилась. Доля импорта на нашем рынке крайне незначительна. В Россию поставляются новые для потребителей энергетики и холодный чай, однако в последние несколько лет большая их часть стала производиться на отечественных площадках. По данным BusineStat, в 2008 году импорт составил около 200 млн литров — всего 3% от объема всего рынка.

Статистики по экспорту российских напитков пока нет, но, по словам Петрова, он также невелик. «В основном наша продукция поставляется в страны СНГ. Небольшой экспорт объясняется не тем, что российские напитки хуже, чем, скажем, европейские, а из-за невысокой рентабельности производства в отрасли и дорогостоящих перевозок. Это приводит к тому, что продукция становится неконкурентоспособной на рынках других стран».

С приходом кризиса появилось несколько новых тенденций. Игроки рынка, опрошенные BFM.ru, утверждают, что потребители стали покупать больше очищенной бутилированной или минеральной воды, которая традиционно стоит дешевле сладких газированных напитков или соков. С таким мнением согласен и президент Союза производителей безалкогольных напитков Дмитрий Петров: «В целом по отрасли падение продаж крайне незначительное, не более 1%. В некоторых регионах есть даже небольшой прирост. В то же время минеральные воды показывают 6% рост. По всей вероятности, потребители переходят на более дешевую продукцию».

Эту тенденцию подтверждает еще и тот факт, что продажи одного из крупнейших производителей газировки — компании Coca-Cola — по сравнению с предыдущим годом серьезно упали. Чистая прибыль греческой Coca-Cola Hellenic Bottling Company за первый квартал текущего года составила 7 млн евро, говорится в официальном пресс-релизе, опубликованном на сайте компании. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года чистая прибыль Coca-Cola Hellenic сократилась на 74%. В российском офисе компании назвать цифры продаж отказываются, но представитель компании Владимир Кравцов рассказал BFM.ru, что в прошлом году показатели компании были равны результатам 2007 года. «То есть несмотря на кризис мы вышли в ноль, у нас не было ни падения продаж, ни их роста».

Другие игроки рынка тоже не очень охотно рассказывают о своих показателях, но большинство отмечает рост продаж кваса, правда, с некоторыми оговорками. В частности, директор по маркетингу компании «Очаково» Алексей Фролов рассказал следующее: «В этом формате [кваса] мы наблюдаем положительную тенденцию. Я думаю, что она сохранится и дальше, но в этом году некоторые компании, которые в 2008 году демонстрировали достаточно серьезный рост по квасу, уже не ожидают таких же показателей. Квас — достаточно тяжелый напиток в производстве из-за сложности технологии».

Заместитель генерального директора по связям с общественностью компании-производителя кваса «Дека» Христина Вокуева рассказала BFM.ru, что масштабного влияния кризиса на деятельности компании они не ощутили — продажи продукции продолжают расти. Более того, по итогам сезона 2009 года компания планирует увеличить долю рынка c 24% до 30%. В основном ставку она делает на экономичную упаковку, которая с уменьшением платежеспособности населения стала более популярна. Потребители переключаются на большую по объему упаковку за меньшую цену.

Основные же проблемы, которые отмечают производители — неплатежи или задержки платежей со стороны дистрибьюторов и торговых сетей, а так же увеличение стоимости кредитов.

Кроме того, из-за увеличения стоимости сырья в прошлом году, производители были вынуждены поднять цены. Так, по статистике BusinesStat, в 2008 году цены на безалкогольные напитки выросли на 12% по сравнению с предыдущим годом. А в первом квартале нынешнего года — еще на 3% по сравнению с последним кварталом 2008 года. «Возросшая стоимость сахара и низкая рентабельность вынуждает поднимать отпускные цены. Однако производители все же стараются балансировать, чтобы, с одной стороны, не уйти в убыток, а с другой — не поднимать цены, потому что тогда снизится спрос»,— комментирует Дмитрий Петров.

В новом сезоне, по мнению директора по развитию BusinesStat Дениса Молчана, в наилучшей ситуации окажутся производители с широким спектром выпускаемой продукции, включая сокосодержащие безалкогольные напитки. Подобные предприятия смогут резко сократить производство дорогих натуральных напитков в пользу более дешевых. Также он считает, что квас имеет шанс в ближайшие два года стать национальным напитком. «В 2006–2008 рост продаж кваса составлял порядка 50% в год, а в период кризиса такая динамика может продолжиться: потребители будут с готовностью переключаться на этот напиток, который считается более полезным, чем сладкая газировка».

Производители кваса тоже на это рассчитывают. В компании «Дека» ожидают, что рост всего рынка кваса в 2009 году составит 7–9%. А сама компания планирует для себя рост продаж на 15% в натуральном выражении.  

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами