Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Квасу прочат большое будущее
Прошлый сезон был не самым удачным для производителей безалкогольных напитков. Аномально холодное в Европейской части лето помешало реализовать планы по росту продаж на 30% — он составил лишь 10%. В этом году производители надеются на солнечную погоду и увеличение показателей по сравнению с прошлым годом. Такой прогноз они делают, исходя из результатов первого квартала года и того, что до сих пор серьезного снижения потребления напитков они не заметили.
Объем российского рынка безалкогольных напитков в натуральном выражении исследовательская компания BusinesStat оценила на конец прошлого года в 6,2 млрд литров. Если говорить о деньгах, то, по оценке Союза производителей безалкогольных напитков, объем рынка составляет примерно 2 млрд долларов.
Как рассказал BFM.ru президент Союза Дмитрий Петров, до начала кризиса рынок успешно развивался: его прирост составлял около 15% в год. «Наиболее активно растущим сегментом был квас, а кроме того хорошо росли энергетические напитки и холодные чаи. Но последние показывали такой рост в основном за счет своей новизны для нашей страны».
Говоря об импорте прохладительных напитков, Дмитрий Петров заметил, что тенденция прошлых лет никак не изменилась. Доля импорта на нашем рынке крайне незначительна. В Россию поставляются новые для потребителей энергетики и холодный чай, однако в последние несколько лет большая их часть стала производиться на отечественных площадках. По данным BusineStat, в 2008 году импорт составил около 200 млн литров — всего 3% от объема всего рынка.
Статистики по экспорту российских напитков пока нет, но, по словам Петрова, он также невелик. «В основном наша продукция поставляется в страны СНГ. Небольшой экспорт объясняется не тем, что российские напитки хуже, чем, скажем, европейские, а из-за невысокой рентабельности производства в отрасли и дорогостоящих перевозок. Это приводит к тому, что продукция становится неконкурентоспособной на рынках других стран».
С приходом кризиса появилось несколько новых тенденций. Игроки рынка, опрошенные BFM.ru, утверждают, что потребители стали покупать больше очищенной бутилированной или минеральной воды, которая традиционно стоит дешевле сладких газированных напитков или соков. С таким мнением согласен и президент Союза производителей безалкогольных напитков Дмитрий Петров: «В целом по отрасли падение продаж крайне незначительное, не более 1%. В некоторых регионах есть даже небольшой прирост. В то же время минеральные воды показывают 6% рост. По всей вероятности, потребители переходят на более дешевую продукцию».
Эту тенденцию подтверждает еще и тот факт, что продажи одного из крупнейших производителей газировки — компании Coca-Cola — по сравнению с предыдущим годом серьезно упали. Чистая прибыль греческой Coca-Cola Hellenic Bottling Company за первый квартал текущего года составила 7 млн евро, говорится в официальном пресс-релизе, опубликованном на сайте компании. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года чистая прибыль Coca-Cola Hellenic сократилась на 74%. В российском офисе компании назвать цифры продаж отказываются, но представитель компании Владимир Кравцов рассказал BFM.ru, что в прошлом году показатели компании были равны результатам 2007 года. «То есть несмотря на кризис мы вышли в ноль, у нас не было ни падения продаж, ни их роста».
Другие игроки рынка тоже не очень охотно рассказывают о своих показателях, но большинство отмечает рост продаж кваса, правда, с некоторыми оговорками. В частности, директор по маркетингу компании «Очаково» Алексей Фролов рассказал следующее: «В этом формате [кваса] мы наблюдаем положительную тенденцию. Я думаю, что она сохранится и дальше, но в этом году некоторые компании, которые в 2008 году демонстрировали достаточно серьезный рост по квасу, уже не ожидают таких же показателей. Квас — достаточно тяжелый напиток в производстве из-за сложности технологии».
Заместитель генерального директора по связям с общественностью компании-производителя кваса «Дека» Христина Вокуева рассказала BFM.ru, что масштабного влияния кризиса на деятельности компании они не ощутили — продажи продукции продолжают расти. Более того, по итогам сезона 2009 года компания планирует увеличить долю рынка c 24% до 30%. В основном ставку она делает на экономичную упаковку, которая с уменьшением платежеспособности населения стала более популярна. Потребители переключаются на большую по объему упаковку за меньшую цену.
Основные же проблемы, которые отмечают производители — неплатежи или задержки платежей со стороны дистрибьюторов и торговых сетей, а так же увеличение стоимости кредитов.
Кроме того, из-за увеличения стоимости сырья в прошлом году, производители были вынуждены поднять цены. Так, по статистике BusinesStat, в 2008 году цены на безалкогольные напитки выросли на 12% по сравнению с предыдущим годом. А в первом квартале нынешнего года — еще на 3% по сравнению с последним кварталом 2008 года. «Возросшая стоимость сахара и низкая рентабельность вынуждает поднимать отпускные цены. Однако производители все же стараются балансировать, чтобы, с одной стороны, не уйти в убыток, а с другой — не поднимать цены, потому что тогда снизится спрос»,— комментирует Дмитрий Петров.
В новом сезоне, по мнению директора по развитию BusinesStat Дениса Молчана, в наилучшей ситуации окажутся производители с широким спектром выпускаемой продукции, включая сокосодержащие безалкогольные напитки. Подобные предприятия смогут резко сократить производство дорогих натуральных напитков в пользу более дешевых. Также он считает, что квас имеет шанс в ближайшие два года стать национальным напитком. «В 2006–2008 рост продаж кваса составлял порядка 50% в год, а в период кризиса такая динамика может продолжиться: потребители будут с готовностью переключаться на этот напиток, который считается более полезным, чем сладкая газировка».
Производители кваса тоже на это рассчитывают. В компании «Дека» ожидают, что рост всего рынка кваса в 2009 году составит 7–9%. А сама компания планирует для себя рост продаж на 15% в натуральном выражении.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?