Декоративное изображение
3 291

Поделиться

Квасить осталось год

Рынок кваса по-прежнему остается самым динамично растущим сегментом среди безалкогольных напитков и пива. Большинству производителей традиционного русского напитка удалось продемонстрировать рост даже в 2009 году, в котором на рынок напитков оказывал влияние не только экономический кризис, но и прохладное дождливое лето в европейской части страны. На лето 2010 года все крупные игроки квасного рынка смотрят с оптимизмом, хотя по мнению аналитиков, российский рынок кваса уже приблизился к потолку. Начиная с 2004 года темпы роста производства кваса в России ежегодно составляли почти 50% в натуральном выражении. Однако уже в 2008 году было отмечено некоторое замедление роста — до 18%. В 2009 году рост рынка составил и вовсе лишь 5%. Впрочем, это все равно лучше аналогичных показателей на рынке газированных напитков и пива. К началу 2010 года производством кваса в России занималось около 500 компаний, однако большинство из них — это небольшие, локальные производители. По данным «Бизнес Аналитики», 77% производства кваса (в натуральном выражении) сконцентрировано в руках пяти компаний — лидеров рынка. Очевидно, что в этом году доля мелких производителей снизится за счет выхода на квасной рынок еще одного крупного игрока: вслед за Coca-Cola (квас «Кружка и бочка») этот сегмент рынка решила освоить и PepsiCo со своим брендом «Русский дар», который, по словам представителей компании, показал хороший результат за первый месяц продаж. Интерес транснациональных гигантов к традиционному русскому напитку показывает, что у кваса есть перспективы. «В России в последние годы просматривается отчетливая тенденция перехода на потребление продуктов отечественного производства, — заявил президент Союза производителей безалкогольных напитков Дмитрий Петров. — Квас в последние годы рос в рамках этой тенденции как яркий представитель исконно русского продукта». По словам г-на Петрова, рост рынка кваса также укладывается и в общемировую тенденцию отказа от классических газированных напитков и переход на напитки, обладающие в глазах потребителя полезными свойствами. В российском представительстве компании Coca-Cola, сумевшей к началу 2010 года завоевать 6% рынка кваса в натуральном выражении, подтвердили, что крайне довольны своим квасным проектом. В 2009 году компания сумела выполнить годовой план продаж кваса уже к августу, и результаты первых месяцев 2010 года заставляют Coca-Cola смотреть в будущее этого направления с оптимизмом, заявил пресс-секретарь Coca Cola в России Владимир Кравцов. «Для Coca Cola это первый в мировом масштабе опыт использования технологии брожения для получения фирменного продукта», — добавил он. Производители пива также начинают активно развивать квасное направление. В 2009 году на рынок кваса вышел лидер российского рынка пива — компания «Балтика», запустившая в апреле свою марку «Хлебный край». По данным компании, к декабрю 2009 года этот бренд получил 8% рынка и позволил увеличить производство безалкогольных напитков на «Балтике» на 40%. Другой пивной гигант Heine­ken, напротив, предпочел свернуть свое квасное направление, продав популярный бренд «Степан Тимофеевич», разливавшийся на заводе им. Степана Разина в Санкт-Петербурге, второму по величине игроку на квасном рынке — компании «Дека» (марки «Никола», «Добрыня Никитич», «Большой квас»). Покупка популярной марки позволила «Деке» укрепить свои позиции и довести долю на рынке до 30%. «Мы единственный производитель на рынке, вышедший в новом сезоне с рекламной поддержкой на ТВ сразу трех квасных брендов», — заявила заместитель гендиректора по связям с общественностью ОАО «Дека» Христина Вокуева. Однако лидером рынка с долей 39% остается «Очаково». В этом году компания объявила о планах увеличить продажи на 20%, в том числе за счет вывода на рынок премиальной марки кваса «Веранда». В «Очаково» объясняют такой ход желанием расширить круг потребителей за счет представителей более обеспеченных слоев населения и своей уверенностью в том, что квас имеет хорошие перспективы на международном рынке. «Квас имеет шанс стать международным напитком, — соглашается г-н Петров. — Производство кваса уже налажено в Турции. Конечно, турецкий квас в большей степени предназначается для российских туристов, но нельзя исключать, что если наш напиток распробуют турки, то он начнет рост на местном рынке уже за счет собственных потребителей». Тем не менее, по мнению эксперта, рынок кваса в России уже достиг своего потолка и ждать существенного роста вряд ли приходится. «Потенциал дальнейшего роста кваса я вижу в категории потребителей с определенным достатком, которые для утоления жажды будут переключаться с питьевой воды на полезные напитки, в том числе и квас, — говорит г-н Петров. — Но в любом случае мне кажется, что перспективы для дальнейшего роста квасного рынка не слишком большие». RBC daily

Интервью

Декоративное изображение

Алла Подгорная, «Яндекс Лавка»: «Продажи готовой еды в регионах выросли на 72%»

Как создать линейку хитов, угодить покупателю в регионах и помогать поставщикам налаживать производство готовой еды.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами