Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Квас сбивает градус
С воскресенья напиток может исчезнуть из магазинов
Российские производители кваса рискуют потерять рынок сбыта в пиковый сезон. Это случится, если в ближайшие два дня правительство не утвердит перечень продуктов крепостью более 0,5 градуса, не относящихся к алкоголю. Ритейлеры уже предупреждают, что готовятся убрать напиток с полок магазинов. Во избежание коллапса крупные производители уже начали выпускать квас, чья крепость не превышает полпроцента.
Угроза приравнивания кваса к алкогольным напиткам возникла летом прошлого года, когда тогдашний президент Дмитрий Медведев утвердил поправки в 171-ФЗ «О госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции». В соответствии с ними, с 1 июля этого года вся продукция крепостью более 0,5 градуса считается алкогольной и должна обклеиваться акцизными марками (за исключением пива). Также ее запрещается продавать в ночное время с 23 до 8 часов.
Производителей кваса тогда успокаивал лично помощник президента Аркадий Дворкович (ныне вице-премьер правительства): в своем блоге в Twitter он пообещал, что правительство утвердит список напитков крепостью более 0,5 градуса, которые будут считаться неалкогольными. В начале февраля Росалкогольрегулирование (РАР) такой список действительно разработало: кроме кваса и кисломолочных напитков, в него попали также кондитерские изделия и сырокопченые колбасы. Однако с тех пор проект постановления с перечнем этих продуктов так и не был подписан. «Постановление согласовано со всеми профильными ведомствами и отправлено в аппарат правительства»,– сообщил “Ъ” источник в РАР. Он пообещал, что документ будет подписан в ближайшее время, но точной даты сообщить не смог.
Руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям сети гипермаркетов Metro Cash & Carry Оксана Токарева сказала, что компания рассчитывает, что до конца сегодняшнего дня правительство все-таки утвердит перечень. «В противном случае мы, к сожалению, будем вынуждены с 1 июля отказаться брать на реализацию квас, который летом всегда пользуется повышенным спросом,– говорит госпожа Токарева.– Тот квас, который у нас уже есть, мы будем убирать с полок и держать у себя на складах». Управляющий партнер Management Development Group (развивает сеть «Гастраномчикъ») Дмитрий Потапенко говорит, что его магазины также уберут квас из продажи с 1 июля без подписанного постановления. «Мы уже уведомили наших поставщиков, что обяжем их в этом случае забирать продукцию обратно. Хранить ее у себя мы не будем»,– сказал господин Потапенко.
Крупнейший акционер сети «Магнит» Сергей Галицкий сказал “Ъ”, что в любом случае не будет изымать квас из продажи. «Пусть нас накажут. Я всякое видел в этой стране, но даже для нашего правительства это является перебором. Следующий на очереди кефир»,– заявил бизнесмен.
В 2011 году объем производства кваса в России, по данным Росстата, составил 59,6 млн дал. Крупнейшие производители – «Дека» (ТМ «Никола») – 31% и МПБК «Очаково» – 24,8%.
По оценке акционера компании «Дека» Андрея Манского, в пиковый сезон продаж кваса, с мая по июль, реализуется порядка 80% годового объема выпуска этого напитка. К возможным проблемам с реализацией кваса «Дека» уже подготовилась: с недавнего времени компания изменила технологию выпуска напитка, сократив время брожения и тем самым снизив его крепость до 0,48 градуса. «Это не противоречит ГОСТу на квасную продукцию, по такой технологии мы уже производим квас для европейского рынка, где он не может быть крепче 0,5 градуса,– говорит господин Манский.– Если правительство подпишет постановление, мы вернемся к прежней технологии, если нет – будем информировать наших торговых партнеров о гарантиях того, что наша продукция находится в легальном обороте». Президент «Очакова» Алексей Кочетов также сказал, что его компания с июня перешла на выпуск кваса с низким содержанием алкоголя.
Как накануне писал “Ъ”, с 1 июля приостановить производство придется отечественным виноделам, которым предстоит подавать заявки на новые лицензии и акцизные марки в соответствии с новыми правилами классификации вина. Кроме того, попрощаться с потребителями придется на какое-то время производителям сбитня, медовухи и сидра: им так и не удалось добиться от правительства отмены необходимости лицензировать свою деятельность.
Олег Трутнев, Евгения Перцева, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?