Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Курение вызвало ужесточение законов
Минздраву удалось отстоять антитабачные ограничения
Под занавес года Госдума успела принять в первом чтении разработанный Минздравом законопроект «О защите населения от воздействия табачного дыма» – самую жесткую программу против курения, которая когда-либо предлагалась. Если документ будет окончательно одобрен без изменений, из-за запрета торговать сигаретами начнут массово закрываться уличные киоски, а учреждения культуры останутся без спонсорской поддержки табачных компаний.
Представляя в августе 2011 года на общественное обсуждение свой антитабачный законопроект, Минздрав поставил амбициозную задачу – сократить число курильщиков на 40–50%. По данным ведомства, в России курят 60% мужчин и 22% женщин, или почти 40% населения. При этом 80% россиян регулярно подвергаются пассивному курению. В Минздраве подсчитали, что страна каждый год теряет 1,5 трлн руб. из-за преждевременной смерти 300 тыс. человек вследствие заболеваний, вызванных курением.
Сокращать число курильщиков предлагается, в частности, за счет дальнейшего увеличения налоговой нагрузки на производителей сигарет, а также за счет распространенной на Западе практики запрета курения в общественных местах. К ним будут относиться не только кафе, рестораны и отели, но и поезда, самолеты, суда дальнего плавания, рабочие места и подъезды жилых домов (за исключением случаев документального оформления согласия собственников на курение в специальном месте). Окончательно запрет на курение в таких местах вступит с 2016 года, до этого времени их владельцам будет разрешено иметь изолированные помещения для курильщиков.
Табачные компании настаивают, что слишком резкий рост акцизов приведет к увеличению доли теневого рынка (пока не превышает 1%) за счет контрабанды более дешевых сигарет с территории Белоруссии и Казахстана. Основное же сопротивление вызвало требование запретить с 1 января 2015 года продажу сигарет в торговых объектах, чья площадь не превышает 50 кв. м (для сельской местности – 25 кв. м). Данная инициатива фактически ставит крест на существовании уличных ларьков, киосков и павильонов. По экспертным оценкам, 30–40% их выручки сейчас приходится на сигареты, еще такой же процент приносит пиво, которое по закону мелкая розница лишится возможности продавать уже со следующего вторника. Столь безжалостное отношение власти мотивируют тем, что именно через киоски в основном идет продажа сигарет и пива несовершеннолетним. Владельцы киосков, в свою очередь, считают, что такие ограничения пролоббированы крупной розницей: по оценке Infoline, принятие законопроекта позволит ей только за первые два года заработать дополнительные 2,8 трлн руб.
Пострадают от антитабачного законопроекта и российские учреждения культуры – им будет запрещено принимать любую спонсорскую помощь от табачных компаний. Например, лидер российского табачного рынка – компания JTI (ТМ Winston, Camel) на протяжении многих лет спонсирует Большой и Мариинские театры, Пушкинский музей. Интересно, что в июне 2011 года, то есть за два месяца до появления законопроекта Минздрава, бывший тогда президентом России Дмитрий Медведев вручил орден Дружбы президенту JTI Пьеру де Лабушеру как раз «за большой вклад в развитие российско-французского культурного сотрудничества». В октябре этого года уже в должности премьер-министра господин Медведев посетовал, что прежние правительства не просчитали рисков от инвестиций табачных компаний в Россию, которым удалось удвоить объемы своих продаж за счет женщин и детей. В своем выступлении премьер оказал антитабачному законопроекту безоговорочную поддержку и, по сути, благословил его на прохождение в парламенте, несмотря на то что прежде замечания к документу были у Минпромторга, Минсельхоза, Минэкономики, Минкультуры и даже у Национального антикоррупционного комитета. В результате Госдума 14 декабря почти единогласно приняла законопроект в первом чтении. По иронии судьбы сутками ранее во Франции было объявлено о полном провале местной антитабачной кампании. Отчитываясь о расходах на ее проведение, председатель Счетной палаты Дидье Миго, в частности, отметил, что запрет на курение в общественных местах никак не повлиял на количество курильщиков.
Окончательное принятие российского антитабачного законопроекта ожидается весной следующего года.
Олег Трутнев, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.