Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Куда поступают акцизы на алкоголь
Бюджет получает меньше половины запланированных акцизов на спирт
Как выяснил «Маркер», надежды, возлагавшиеся властями на алкогольные акцизы, не оправдались. Счетная палата оценила эффективность увеличения акцизов на спирт и алкогольную продукцию за прошедшие годы. Прогнозы ФНС России и Минфина России на многомиллиардные поступления в федеральный бюджет от оплаты спиртовых акцизов не выдержали проверки практикой. Виноваты сотрудники налоговой и предприниматели, среди которых слишком многие предпочли не платить.
Просчитались
По данным Счетной палаты, прогноз на поступление акцизов в бюджет в 2010 году не оправдался более чем на 40%. Фактические поступления в федеральный бюджет акцизов на спирт из всех видов сырья в 2010 году составили 2,5 млрд рублей. Между тем Минфин прогнозировал сборы в размере 4,3 млрд рублей, а ФНС России ожидала в 2010 году 3,5 млрд рублей.
Неутешительными оказались результаты и 2011 года. Сборы акцизов на спирт составили 1,55 млрд рублей, хотя ФНС России ожидала поступления 2,8 млрд рублей, а Минфин России – 2,2 млрд рублей. Соответственно, первоначальный прогноз сбылся лишь на 32,7%.
Регионы-должники
Как выяснила Счетная палата, среди предприятий алкогольной отрасли должников по акцизам гораздо больше, чем исправных плательщиков. В 2010 году сумма дополнительного доначисления должникам составила 16,11 млрд рублей.
Однако взыскать налоговикам удалось лишь жалкие крохи – 0,57 млрд рублей за 2010 год и 0,48 млрд – за 2011-й. Как отметили эксперты Счетной палаты, уровень собираемости дополнительно доначисленных платежей по акцизам на спирт крайне низок. Основные нарушения, выявленные в ходе проверок, – неправомерное завышение сумм акциза, заявленных к вычету по приобретенному сырью, при отсутствии действительной оплаты за эту продукцию, заключение фиктивных сделок, неполное отражение в выручке объемов реализованной продукции, имитация уничтожения, кражи или утраты реализованной продукции.
Кто виноват?
По заключению Счетной палаты, в массовых задолженностях по акцизам на спирт виновны не только уклоняющиеся предприятия, но и сотрудники управлений ФНС России. Работники налоговых управлений не используют в полной мере ряд статей Налогового кодекса, не соблюдают сроки камеральных налоговых проверок, не проводят сопоставительного анализа налоговых деклараций системы электронной обработки данных и сведений деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Руководитель аналитического центра по исследованию алкогольного рынка ЦИФРРА Вадим Дробиз убежден, что проблема не в качестве работы налоговиков, а в неэффективных нормах Налогового кодекса. «В течение четырех лет акцизы на спирт ежегодно росли на 10%, теперь будут расти на 20%. Через полтора года самая дешевая бутылка водки будет стоить более 200 рублей», – объясняет он. По его словам, производители ориентируются на запросы населения, а россияне уже сегодняшнюю минимальную цену на легальную водку 120 рублей считают высокой. «В 2011 году в России, по нашим данным, было выпито 80 млн дал легальной водки, 73 млн дал нелегальной водки и 80 млн дал суррогата. Для сравнения, в 2007 году легальной водки было продано 108 млн дал, нелегальной – 75 млн дал, а суррогата – всего 40–45 млн дал. Под суррогатом я подразумеваю аптечный, технический спирт, самогон», – рассуждает аналитик. По оценкам Дробиза, в 2014 году уровень потребления суррогата может достичь отметки 115–120 млн дал.
«Будут расти теневой рынок и подпольное производство. В стране с минимальными зарплатами 7–8 тыс. рублей нельзя делать такие высокие цены на алкоголь. Люди с небольшим достатком не бросят пить при дорогой водке, они просто станут пить некачественный алкоголь. Чтобы победить пьянство, надо победить бедность», – убежден аналитик. А пока нас ждет новое увеличение акциз на спирт – на 20% с 1 июля. Хорошо, если этот рост все-таки принесет деньги в федеральный бюджет, а не в карманы подпольных производителей алкоголя.
Анна Лялякина, Маркер
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?