Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Крупнейшие торговцы бытовой техникой закрывают магазины
Карта «Мира» стерлась на треть
С начала года сеть бытовой техники и электроники «Мир» закрыла примерно 30% своих магазинов, уменьшив их число с 72 до 56. Еще три центра общей площадью 6,8 тыс. кв. м закроются в начале августа в Екатеринбурге. В компании объясняют, что не сумели договориться с собственниками торговых площадей о платежах за аренду в размере 3–% от оборота магазина.
Согласно отчету ООО «Мир-Финанс» (SPV-компания холдинга «Мир») за четвертый квартал 2008 года, сеть бытовой техники и электроники на начало 2009 года состояла «более чем из 70 магазинов», но, по данным сайта компании, сейчас она включает всего 56 торговых точек. Как рассказали корреспондентам “Ъ” в регионах, только за последний месяц сеть закрыла пять магазинов, в том числе два в Перми (последний закрылся 26 июля в ТЦ «Шоколад»), два в Воронеже (оба прекратили работу 12 июля) и один из трех магазинов в Челябинске (закрылся на прошлой неделе). Также все три центра сети в Екатеринбурге общей площадью 6,8 тыс. кв. м закроются 9 августа, сейчас они распродают товар.
Директор по связям с общественностью «Мир» Елизавета Тотунова подтвердила это. По ее словам, решение о закрытии торговых точек связано с существенным падением спроса и нерентабельностью некоторых объектов. Сотрудник одного из магазинов «Мир» в Екатеринбурге уточнил, что во втором квартале падение объема продаж составило 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Если до марта 2009 года оборот магазина составлял 25 млн руб., то сейчас не более 7 млн руб., при том что за аренду мы ежемесячно платим 1 млн руб.»,— рассказал собеседник “Ъ”. В комитете по товарному рынку мэрии Екатеринбурга добавили, что «”Мир” продемонстрировал наибольшее снижение по товарообороту среди ритейлеров бытовой техники и электроники в регионе».
Источник “Ъ” в «Мире» утверждает, что в общем по сети падение продаж по итогам полугодия составляет почти 30%. По оценке директора по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антона Гуськова, по итогам 2009 года объем рынка бытовой техники и электроники сократится на 20% с $16,5 млрд в 2008 году.
Первый магазин компании ОАО «Магазины электроники “Мир”» открылся в Москве в 1993 году. Владельцами компании являются Александр и Евгений Кабановы. Выручка в 2008 году — 19,5 млрд руб. (без НДС), EBITDA в первом полугодии 2009 года — 453 млн руб.
«Кроме падения потребительского спроса мы столкнулись с невозможностью продлить соглашения об аренде на более льготных условиях»,— добавила госпожа Тотунова. Оптимальными условиями аренды она называет ставки с привязкой к 3–% от оборота магазина. Многие арендодатели пошли навстречу и готовы перезаключать контракты, отмечает гендиректор сети «Техносила» Юрий Еременко. «В среднем по рынку арендная ставка сейчас составляет 4% от оборота магазина»,— сообщил он. Такую же арендную ставку ввела сеть «Эльдорадо» с начала 2009 года (см. “Ъ” от 16 января): по данным управленческой отчетности за первое полугодие, сети удалось снизить арендные платежи почти на 30%, или 365 млн руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По данным консалтинговой компании «Магазин магазинов», по регионам арендные ставки к концу года снизятся на 15–%: например, в Екатеринбурге, Самаре, Новосибирске, Краснодаре снижение составит до 15%, в Ростове-на-Дону — до 35–%. Прогноз по московскому рынку см. в таблице.
Конкуренты «Мира» также отказываются от неэффективных магазинов: за первое полугодие сеть «Эльдорадо» закрыла 32 магазина (открыла 6 новых), «М.Видео» — 2 (открыла 7), «Техносила» — 3 (открыла 2).
Ирина Парфентьева; Анна Моторина (Екатеринбург); Надежда Емельянова (Пермь); Анна Черникова (Воронеж), КоммерсантЪ
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.