Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Крупнейшие ритейлеры перекупают помещения конкурентов
На «Смаке» поставили торговую точку
Розничная компания Х5 Retail Group договаривается об аренде помещений закрывшейся сети «Смак»: два магазина уже заняли «Перекрестки-экспресс», в еще 12 могут въехать универсамы «Пятерочка». Кризис делает торговую недвижимость более доступной для крупнейших игроков. Нуждающиеся в деньгах конкуренты переступают им свои лучшие объекты со скидкой. Например, сеть Tervolina предложила другим обувным ритейлерам 12 своих магазинов.
Компания «Экспресс-ритейл» (совместное предприятие Х5 Retail Group и владельца сети «Джек-Пот» Германа Гогличидзе) перекупила права аренды двух помещений «Смака» (продуктовая сеть была учреждена холдингом Finstar Олега Бойко, но просуществовала только полтора года), рассказал гендиректор «Экспресс-ритейла» Валерий Тараканов. Магазины расположены в подмосковном городе Долгопрудный, их общая площадь — 614 кв. м. Другие помещения московского дивизиона «Смака» (всего их 12 общей площадью 9,5 тыс. кв. м) Х5 собирается арендовать под формат «Пятерочка», говорит он. В пресс-службе Finstar не смогли оперативно прокомментировать информацию, но один из партнеров холдинга знает о переговорах с X5.
Директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила оценивает докризисную стоимость аренды помещений «Смака» в $300– 350за 1 кв. м. Господин Тараканов говорит, что «Экспресс-ритейл» договаривается с собственниками этих помещений о скидке на аренду в 15–20%.
Перекупая аренду не у собственника помещений, а у нынешнего арендатора, «Экспресс-ритейл» и X5 сокращают сроки открытия своих магазинов на этих площадях — около недели вместо одного-двух месяцев, добавил бизнесмен. Компании не платят «Смаку» за переуступку арендных договоров, но покупают у него торговое оборудование с 50-процентной скидкой, уточнил господин Тараканов. «Иначе “Смак” продал бы его только за 30% от стоимости»,— объясняет он.
Х5 Retail Group образована в 2006 году путем слияния сетей «Пятерочка» и «Перекресток». Выручка за девять месяцев этого года — $6,516 млрд. У «Альфа-групп» — 47,2% X5, free-float — 27,9%. Капитализация — $2,232 млрд. Х5 принадлежит 40% долей «Экспресс-ритейла» (35 магазинов в Москве и области), еще 60% делят Валерий Тараканов и Герман Гогличидзе. У Х5 есть опцион на увеличение своей доли в компании до 100% к 2013 году.
Холдинг Finstar управляет активами главного совладельца Ritzio Entertainment Group Олега Бойко. Finstar специализируется на развитии проектов в недвижимости, игорном бизнесе, розничной торговле. Оперирует в России, на Украине, в странах Балтии, Германии, Италии, Восточной Европе и Латинской Америке. Свои активы Finstar оценивает более чем в $2 млрд.
Господин Бойко принял решение закрыть сеть «Смак» в начале декабря (в собственности Finstar останутся контрольные доли сетей «Сызрань-продукт» и «Миндаль», всего 13 магазинов). Помещения, которые освобождают ритейлеры из-за кризиса, долго не пустуют, говорит Алексей Могила: «Как правило, площадки сразу занимают конкуренты. Места прикормленные, оборудование можно адаптировать под свой формат».
Например, обувная сеть Tervolina тоже готова переуступить права аренды 12 своих магазинов (100– 200кв. м каждый) в регионах конкурентам, говорит исполнительный директор сети Андрей Литовченко. «Эти магазины низкорентабельны, собственники не хотят снижать аренду. Но, возможно, другим обувным сетям эти помещения будут интересны»,— рассуждает он. Вице-президент сети «Эконика» Сергей Саркисов признает, что готов рассмотреть такую покупку. Выкупить помещения конкурента — московской сети «Самохвал» — собирался торговый дом «Копейка», рассказывал его топ-менеджер. «Но в итоге недвижимость получили банки-кредиторы “Самохвала”»,— поделился он.
Сам «Экспресс-ритейл» продолжает присматривать освобождающиеся помещения. В ноябре «Мосмарт» закрыл сеть из 50 магазинов «Мосмартик». Господин Тараканов говорит, что ему интересны эти помещения, но пока не удалось договориться о переуступке прав их аренды с самим «Мосмартом». «Будем разговаривать напрямую с владельцами площадок»,— отметил бизнесмен.
Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко говорит, что благодаря кризису у крупнейших ритейлеров появилась возможность «очень дешево консолидировать отрасль»: даже перекупив арендные права у конкурентов по ставкам 2008 года, в 2009-м можно добиться их снижения на 40%.
Кристина Бусько, КоммерсантЪ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?